Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Языки мира

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса студенты знакомятся с типологическими портретами отдельных языковых семей и ареалов, знакомятся с языковым разнообразием на материале языков, данные которых редко фигурируют в программах основных профильных дисциплин и формируют навыки работы с типологическими лингвистическими ресурсами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов-филологов с генеалогической классификацией языков мира и с основными принципами ареальной лингвистики, формирование у слушателей представлений о типологических подходах к описанию пространства типологических возможностей и к объяснению распределения типологических признаков по языкам мира.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен подготовить и прочитать доклад с использованием презентации и/или раздаточного материала
  • Студент имеет представление о наиболее крупных языковых семьях мира, об ареально-типологической характеристике всех обитаемых континентов
  • Студент имеет представление об основных параметрах типологической вариативности, владеет навыками пользования типологическими лингвистическими ресурсами
  • Студент имеет опыт работы с грамматическими описаниями отдельных языков, грамматика которых существенным образом отличается от русского и хорошо описанных языков Европы
  • Студент обладает способность встраивать конкретноязыковое описание в контекст типологических противопоставлений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обзор языков мира.
  • Уральские языки.
  • “Алтайские” языки.
  • Афразийские языки.
  • Языки Кавказа
  • Языки Африки к югу от Сахары
  • “Палеоазиатские” языки
  • Языки Новой Гвинеи
  • Языки Австралии
  • Языки Северной Америки
  • Языки Южной Америки
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами и сообщениями, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад должен занимать приблизительно 10-12 минут. Студент сопровождает устный доклад презентацией и/или раздаточным материалом. Включение в доклад дополнительной нерелевантной информации интерпретируется как непонимание студентом поставленной задачи и не приводит к повышению оценки за доклад.
  • неблокирующий Доклад (2)
    Доклад должен занимать приблизительно 10-12 минут. Студент сопровождает устный доклад презентацией и/или раздаточным материалом. Включение в доклад дополнительной нерелевантной информации интерпретируется как непонимание студентом поставленной задачи и не приводит к повышению оценки за доклад.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    Аудиторная работа: Активность * 0.200 + Доклад1: Доклад * 0.400 + Доклад2: Доклад * 0.400
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Язык и культура в эпоху глобализации [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам второй международной научной конференции 'Язык и культура в эпоху глобализации', 26 марта 2015 года : в 2 частях. Ч. 1. - СПб : Издательство СПбГЭУ, 2015. - 318 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=535329
  • Язык и культура в эпоху глобализации [Электронный ресурс] : сборник научных трудов по материалам второй международной научной конференции 'Язык и культура в эпоху глобализации', 26 марта 2015 года : в 2 частях. Ч. 2. - СПб : Издательство СПбГЭУ, 2015. - 293 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=535330

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Katzner, K. (2002). The Languages of the World (Vol. 3rd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=74841

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна