• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Люди и звери в русской литературе XIX-XX вв. (от литературной анималистики к animal studies)"

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Люди и животные в литературе: новые теоретические подходы и практики интерпретации» сфокусирован на анализе философско-антропологического, идеологического и словесно-образного аспектов литературных репрезентаций животного. Он знакомит аудиторию с разнообразием исследовательских подходов к указанной теме и способствует формированию объемной аналитической оптики, ориентированной на изучение историко-культурных и социально-политических контекстов «разговоров о животных».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить со сложным комплексом идей и дискурсов, определявших в русской и зарубежной культуре представления о животном и человеке, раскрыть роль литературы в конструировании подобных представлений, проанализировать разные типы художественной концептуализации дихотомий «природа – культура», «природа – общество», «животность – человечность».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Студент знаком с основными этапами и тенденциями европейской философской мысли о животном, может охарактеризовать круг дискуссионных вопросов морально-педагогического, идеологического и социально-культурного плана, обсуждавшихся в XIX–XXI вв. и затрагивавших проблему онтологического и гражданского статуса животного.
  • • Студент имеет представление о традиционных и новейших способах репрезентации животного в литературе и медиа разных исторических периодов, о различных типах анималистической поэтики (романтической, реалистической, модернистской и др.), способен описать их параметры.
  • • Студент знаком с принципами historical animal studies и подходами исследователей, чьи работы являются классикой в этой научной области.
  • • Студент знаком с принципами literary animal studies и «зоопоэтикой», способен историзовать и контекстуализировать писательский способ мышления о животном и человеке.
  • • Студент способен охарактеризовать философско-эстетическую и социальную специфику мышления о животном в русской литературе XIX-XXI вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ЖИВОТНОЕ КАК ANIMAL OTHER
  • ЖИВОТНОЕ КАК «ОБЪЕКТ» ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
  • ЖИВОТНОЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • ЖИВОТНОЕ КАК ЖЕРТВА: НАСИЛИЕ И УЯЗВИМОСТЬ
  • ЖИВОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ НАУЧНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссиях, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время занятий.
  • неблокирующий Промежуточное эссе
    Темы эссе (объемом 500-600 слов, по выбору студента из заранее предложенного преподавателем перечня) разработаны на основе пройденного на занятиях материала. Эссе пишется вне аудитории.
  • неблокирующий Итоговое эссе
    Письменная работа (объемом 700-900 слов, по теме из предложенного преподавателем перечня или по теме, предложенной студентом и согласованной с преподавателем) выполняется вне аудитории в день, указанный в расписании сессии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.6 * Аудиторная работа + 0.25 * Итоговое эссе + 0.15 * Промежуточное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Norris, M. (1985). 3. Darwin, Nietzsche, Kafka, and the Problem of Mimesis. In Beasts of the Modern Imagination : Darwin, Nietzsche, Kafka, Ernst, and Lawrence. Johns Hopkins University Press.
  • Suddendorf, T. (2013). The Gap : The Science of What Separates Us From Other Animals. Basic Books.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Christopher Peterson. (2017). Monkey Trouble : The Scandal of Posthumanism. Fordham University Press.