• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Корпусная лингвистика

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент получает представление об основных понятиях, подходах и технологиях корпусной лингвистики и учится работе с наиболее известными международными ресурсами, использующими в своей основе принципы корпусов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов-филологов с основными понятиями и возможностями корпусной лингвистики, освоение на практике технологически несложных методов корпусной лингвистики, формирование практических навы-ков работы с наиболее известными мировыми лингвистическими ресурсами, использование лингвистических корпусов для решения конкретных исследовательских задач, а также приобретение опыта работы с корпусными средствами для построения своего собственного исследовательского корпуса.
  • Ознакомление студентов-филологов с основными понятиями и возможностями корпусной лингвистики, освоение на практике технологически несложных методов корпусной лингвистики, формирование практических навыков работы с наиболее известными мировыми лингвистическими ресурсами, использование лингвистических корпусов для решения конкретных исследовательских задач, а также приобретение опыта работы с корпусными средствами для построения своего собственного исследовательского корпуса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент видит возможности использования корпусной лингвистики в других областях знания.
  • Студент способен использовать в своей работе источники и программный продукт на иностранном языке.
  • Студент способен работать с корпусами текстов и базами данных, эффективно искать нужную информацию и источник.
  • Студент способен работать с корпусами текстов и базами данных, эффективно искать нужную информацию и источник.
  • Студент умеет вести работы с программами, осознавая принципы авторского права.
  • Студент умеет объяснить принципы использования корпусов текстов в доступной форме.
  • Студент умеет сформулировать задачу корпусного исследования, составить соответствующие корпусные запросы или применить необходимые программы, обработать полученные данные.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в корпусную лингвистику
  • Практика по работе в наиболее известных корпусах
  • Качественные и количественные данные в корпусе
  • Принципы и способы составления корпусов
  • Корпусные методы в применении к различным дисциплинам
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю в соответствии с критериями к заданию - по электронной почте или через Smart LMS. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Самостоятельные работы
    Самостоятельные работы выполняются в формате теста, представленного в нескольких вариантах. Студент работает самостоятельно, в дальнейшем возможно обсуждение возникших вопросов.
  • неблокирующий Экзамен
    Возможно выставление экзамена автоматом по накопленной оценке после приравнивания суммы весов всех элементов контроля, за исключением экзамена, к единице. По желанию студентов они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее последнего занятия. После отказа от выставления экзамена автоматом, студент обязан сдать экзамен. При неявке на экзамен, а также при явке на экзамен и получении неудовлетворительной оценки за него, возможность выставления экзамена автоматом аннулируется. Экзамен подлежит пересдаче. Экзамен по билетам, состоящий из двух частей: 1. Студенту необходимо на компьютере провести мини-исследование с использованием корпусных технологий и редактора электронных таблиц и дать комментарий к нему. Текст практического задания указывается в билете. На выполнение задания отводится 15-20 минут. По истечении времени студент рассказывает о результатах выполнения практического задания преподавателю, формулируя возможный исследовательский вопрос и подкрепляя ответ полученными в ходе работы с корпусом статистическими данными. 2. Студенту задается 2-3 вопроса по темам лекций и семинаров. Например: - Что такое снятая омонимия? - Назовите виды дискурсивной транскрипции. - На каких уровнях можно осуществлять лингвистическое аннотирование корпуса? - Назовите известные корпуса русского языка. Студент отвечает сразу, без подготовки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.5 * Домашние задания + 0.3 * Самостоятельные работы + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Научно-популярное / Алпатов В. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 253 с.: 60x90 1/16. - (Научно-популярная литература) (Переплёт) ISBN 978-5-91671-804-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003471

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baker, P. (2009). Contemporary Corpus Linguistics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344364
  • Шерстинова, Т. (2008). «Один речевой день» на временной шкале: о перспективах исследования динамических процессов на материале звукового корпуса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2CBC2459