• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онтолингвистика

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса "Онтолинвистика" студенты знакомятся с основными этапами изучения детской речи в России и за ее пределами, узнают о периодизации языкового развития ребенка, получают представление об источниках данных по речевому онтогенезу. Предметом внимания становится ряд теоретических положений различных психолингвистических направлений, позволяющих обобщить и интерпретировать уже имеющиеся наблюдения. Для сравнения студенты знакомятся с данные речи взрослых, обращенной к ребенку, относящиеся к специальному речевому регистру общения с детьми (РОД). Курс построен преимущественно на основе данных русского языка, однако в нем приводятся примеры из других, морфологически богатых языков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с теоретическими моделями усвоения первого языка, с когнитивными и коммуникативными предпосылками и этапами построения ребенком собственной языковой системы, с особенностями нормального языкового развития и отклонениями от нормы в речи русскоязычного ребенка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать владение основными понятиями, связанными с описанием процесса усвоения языка, способность прочесть и проанализировать текст научной работы по теме
  • Представлять основные теоретические подходы к анализу речи ребенка, понимать разницу между нативистскими и конструктивистскими теориями усвоения языка
  • Демонстрировать знание работ и теоретических взглядов ведущих исследователей в данной области в России и за рубежом
  • Верно интерпретировать речевые ошибки детей и приблизительно определять этап их языкового развития
  • Различать преимущества и недостатки разных стратегий общения взрослого с ребенком и оценивать особенности языкового поведения родителей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и методы изучения детской речи в России и в мире
  • Теоретические модели усвоения языка ребенком
  • Периодизация и определение уровня языкового развития
  • Основные этапы усвоения звуковой системы, лексики и грамматики родного языка
  • Индивидуальные, групповые, идиоэтнические и общие особенности речевой продукции детей. Языковые стратегии взрослых
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный опрос
    Письменный опрос представляет собой набор из 20 вопросов предполагающих внимательное отношение к материалу лекций или анализ данных детской речи.
  • неблокирующий Письменная работа
    Тест по морфологии предполагает умение анализировать детские речевые ошибки и объяснять их источники. В ответах на некоторые вопросы предполагается знакомство с научной литературой.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой ответ на 1 теоретический вопрос и практический разбор образца спонтанной речи ребенка. 1) Студент вытягивает номер теоретического вопроса (или мы его определяем по генератору случайных чисел) и получает текст для разбора. 2) На подготовку к ответу – 30 минут. 3) При разборе текста нужно дать полную характеристику речи ребенка с фонетической, морфологической и синтаксической точки зрения. Фонетический разбор включает • Анализ замен гласных и согласных; • Слоговую редукцию; • Упрощение кластеров; • Метатезис Морфологический анализ заключается в том, чтобы описать наличие/отсутствие морфологических противопоставлений в области существительных, глаголов и прилагательных, а также найти и объяснить случаи ошибочного употребления форм. Синтаксический анализ включает определение MLU (средней длины высказывания) По результатам анализа нужно постараться примерно определить возраст ребенка и преобладающую стратегию усвоения языка. Общий ответ доложен занимать 6-10 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.3 * Письменная работа + 0.3 * Письменный опрос + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
  • Мышление и речь, Выготский, Л.С., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Язык ребенка : онтогенез речевой коммуникации, Лепская, Н. И., 2013