• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дискурсивный анализ

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Дискурсивный анализ" направлена на приобретение студентами знаний о дискурсивном анализе как уровневом разделе лингвистики. Курс предусматривает в равной мере и знакомство с основными теоретическими проблемами дискурсивного анализа как подхода к трактовке наблюдаемых языковых явлений (в том числе – через знакомство с конкретными исследованиями), и овладение практическими навыками лингвистических дискурсивных исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является знакомство студентов с дискурсивным анализом как самым молодым уровневым разделом лингвистики (с историей этой мозаичной дисциплины и её современным состоянием; с наиболее влиятельными направлениями в её составе; с именами и работами крупнейших учёных-дискурсологов; с аналитическими подходами к объекту исследования – тексту, понимаемому как результат динамического процесса языковой деятельности, вписанного в её социальный контекст).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знаком с лингвистической трактовкой термина «дискурс»; с основными теоретическими проблемами дискурсивного анализа; ориентируется в направлениях изучения дискурса; знает имена ведущих учёных, связанные с конкретными направлениями; понимает, в чём заключаются и чем обусловлены основные различия между письменным и устным дискурсом.
  • Студент знаком с основами теории речевых жанров, анализирует составляющие "языковой игры".
  • Студент знаком с основными подходами к выделению жанров; имеет представления об особенностях структуры компьютерно-опосредованных дискурсов разных видов и об особенностях управлениях взаимодействием.
  • Студент знаком с различными подходами к задаче членения дискурса на минимальные единицы, ориентируется в основных экспериментальных методиках извлечения монологов и диалогов и понимает, какие исследовательские задачи можно решать, применяя эти методики.
  • Студент понимает, в чём заключаются и чем обусловлены основные различия между письменным и устным дискурсом.
  • Студент способен проводить научные исследования в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение.
  • Речевые жанры
  • Языковые игры. Перформативный речевой акт.
  • Устная и письменная речь.
  • Анализ разговорной речи
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и проверяет усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом около 1 тыс слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно по билетам. Студенту требуется ответить на 3 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.4 * Итоговый экзамен + 0.3 * Домашние задания + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Arrington, R. L., & Glock, H.-J. (1991). Wittgenstein’s Philosophical Investigations : Text and Context. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=80393
  • Schiffrin, D., Hamilton, H. E., & Tannen, D. (2015). The Handbook of Discourse Analysis (Vol. Second edition). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=985110
  • Sinclair, J. M., & Carter, R. (2004). Trust the Text : Language, Corpus and Discourse. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=114866

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гойхман О. Я. Речевая коммуникация в системе коммуникативной подготовки в вузе [Электронный ресурс] / О. Я. Гойхман // Русская речь в современном вузе: сборник мат. пятой междунар. научно-практич. интернет-конф. / Орловский Гос. Техн. Ун-т, Моск. Гос. Пед. Ун-т. - Орел: ОрелГТУ, 2009. - С. 90 - 93. - Библиогр.: с. 93. - Режим доступа: http://znanium.com/