• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Когнитивная лингвистика

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль

Преподаватели


Москвина Анна Денисовна


Скребцова Татьяна Георгиевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен когнитивной лингвистике как актуальной области лингвистических исследований и охватывает широкий спектр оригинальных концепций и подходов (теория концептуальной метафоры, теория прототипов, топологическая семантика и пр.). Основное внимание уделяется различным аспектам анализа, описания и моделирования языкового значения
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с когнитивной лингвистикой в соотношении с более традиционными моделями, ориентированными на структуру языка (структурная лингвистика, генеративная грамматика).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент ориентируется в основных концепциях, связанных с когнитивным подходом
  • Студент умеет анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Когнитивная лингвистика как направление научной мысли
  • Грамматика конструкций
  • Языковая память.
  • Теория протипов.
  • Прототипические аналогии и "семейное сходство"
  • Рамочная семантика.
  • Интертекстуальность в повседневном языке.
  • Концептуальная метафора
  • Ментальное пространство.
  • "Больше, чем холодный разум"
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Представляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 20-25 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой выполнение студентом письменной исследовательской работы, объемом около 10 000 знаков. Выполняется студентом внеаудиторно по одной из предложенных тем. Источники подбираются студентом самостоятельно
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Участие в дискуссии на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.4 * Аудиторная работа + 0.2 * Доклад + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dąbrowska, E., & Divjak, D. (2015). Handbook of Cognitive Linguistics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1000461
  • Арнольд, И. В. Основы научных исследований в лингвистике : учебное пособие / И. В. Арнольд. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 176 с. — ISBN 978-5-9765-2964-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102543 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Болдырев Н. Н. (2016). Когнитивная лингвистика. [N.p.]: Директ-Медиа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467195

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fuchs, Z., Gries, S. T., & Brdar, M. (2011). Cognitive Linguistics : Convergence and Expansion. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=401190
  • Langacker, R. W. (2009). Investigations in Cognitive Grammar. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293690