• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Количественные и качественные методы анализа литературного текста

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели


Агафонова Яна Ярославовна


Бреслер Дмитрий Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен изучению ключевых текстов русской литературы с применением литературоведческих и лингвистических подходов. В ходе первой части курса студенты знакомятся с основными понятиями и методами филологического анализа текста, базовыми понятиями анализа, нарратологической теории. Во второй части рассматриваются подходы к автоматическому и квантитативному (статистическому) анализу текста, задачи и методы стилеметрии, методы анализа лексических особенностей текстов, построение частотных словарей, автоматический анализ динамики текста, изучаются компьютерные программы, позволяющие производить автоматический анализ текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными понятиями и методами филологического анализа в цифровую эпоху на материале прозаических и поэтических текстов XVIII-XXI веков.
  • Ознакомление студентов с основными понятиями и методами филологического анализа текста на материале прозаических и поэтических текстов XVIII-XX веков
  • Знакомство студентов с методами компьютерного анализа художественного текста на материале прозаических и поэтических текстов XVIII-XX веков
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент анализирует лексические особенности текста, разрабатывает частотный словарь и конкорданс.
  • Студент выявляет особенности фабулы и сюжета литературного текста
  • Студент использует методы автоматического анализа структуры текста
  • Студент различает основные направления автоматического анализа художественного текста
  • Студент анализирует и систематизирует типы повествования
  • Студент анализирует структуру литературного персонажа текста в рамках установленных требований
  • Студент выявляет пространственно-временную структуру текста
  • Студент использует основные методы стилеметрии.
  • Студент рассматривает литературный текст с точки зрения его системных характеристик
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Природа и особенности литературного текста.
  • Внутренний мир произведения. Понятие хронотопа.
  • Персонаж
  • Фабула-сюжет-мотив.
  • Понятие «точки зрения». Формы повествования.
  • Возможности компьютерного анализа литературных текстов.
  • Лексические особенности текста. Частотные словари.
  • Подходы и методы стилеметрии.
  • Методы автоматического анализа структуры и динамики текста.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочная работа
    Выполняется письменно в аудитории, представлена по вариантам. Вопросы проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Время выполнения – 45 минут в ходе аудиторной работы.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий.
  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Выполняется письменно в аудитории, представлена по вариантам. Вопросы проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Время выполнения – 90 минут.
  • неблокирующий Практическая работа № 1
    Выполняется письменно в компьютерном классе. Работа с литературным корпусом CLIC Dickens - (открытый ресурс) (если специально не оговорено, определяем для всего текста/subsets). Время выполнения – 20 минут.
  • неблокирующий Практическая работа № 2
    Цель работы — оценить навыки студентов в использовании корпусного менеджера AntConc. Выполняется письменно в компьютерном классе. Время выполнения – 20 минут.
  • неблокирующий Контрольная экзаменационная работа
    Контрольная экзаменационная работа во 2-м модуле выполняется письменно, внеаудиторно, на компьютере, с использованием программ обработки текстовых данных. Работа выполняется студентами на разных текстах, при сдаче идентичных работ разными студентами, все такие работы оцениваются как 0. Плагиат оценивается как 0.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.1 * Практическая работа № 2 + 0.3 * Контрольная работа №1 + 0.1 * Проверочная работа + 0.3 * Контрольная экзаменационная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Практическая работа № 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Васильев, В. К. Сюжетная типология русской литературы XI–XX веков (Архетипы русской культуры). От Средневековья к Новому времени [Электронный ресурс] : Монография / В. К. Васильев. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - 260 с. - ISBN 978-5-7638-1932-8.
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lappin, S., Fox, C., & Clark, A. (2010). The Handbook of Computational Linguistics and Natural Language Processing. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=330500
  • Stone, J. (2013). Historical Dictionary of Russian Literature. Lanham, Maryland: Scarecrow Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=547995
  • Сабиржанов Равшан Анварович. (n.d.). Компьютерная Лингвистика Как Наука Автоматической Обработки Информации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fkompyuternaya-lingvistika-kak-nauka-avtomaticheskoy-obrabotki-informatsii