• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Идеология и поэтика в поздних романах Достоевского («Бесы» и «Братья Карамазовы»)"

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Немировский Игорь Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

Спецкурс будет посвящен анализу художественных средств, которые Достоевский использовал для выражения различных типов идеологии. Творческая история «Бесов» представляет для этого исключительные возможности, поскольку позволяет проследить трансформацию самого жанра романа, от «романа – памфлета» к «роману – трагедии», происходившую в прямой зависимости от того, какого рода идеологию писатель предполагал в нем отразить. Анализ романа «Братья Карамазовы», предлагаемый в рамках курса, призван продемонстрировать другой подход Достоевского к построению романной структуры. Здесь писатель считал своей задачей отразить в романе не текущую идеологию, а экзистенциальные проблемы. Сквозной темой курса станет размышление о том, что такое идеология в литературе и как она проявляет себя через поэтику художественного текста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассмотреть сопутствующие замыслы писателя, такие как замысел создания «фантастического» романа о Парижской комунне в жанре альтернативной истории
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Аннотировать и реферировать документы, научные труды и художественные произведения на иностранных языках.
  • Вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.
  • Обеспечивать аналитическими и прочими документами и материалами, координировать и организовывать работу малых коллективов в ходе реализации научно-исследовательских, деловых и иных проектов.
  • Решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза.
  • Создавать на основе стандартных методик различные тексты аналитического и реферативного характера.
  • Создавать тексты различных научных жанров, в том числе научные обзоры, аннотации, рефераты по тематике проводимых научных исследований.
  • Создавать тексты различных типов для научно-исследовательских, деловых, проектных и иных целей на русском и иностранных языках.
  • Составлять на основе различных стандартов библиографические списки и обзоры, используя библиографический аппарат на традиционных и новейших носителях информации.
  • Участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами, представлять материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий.
  • Участвовать в последовательной реализации индивидуального или коллективного проекта.
  • Участвовать в разработке и документальном сопровождении индивидуального или коллективного проекта, определять его цели задачи, сроки выполнения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Идеологический роман или роман идей: структурной полифонии.
  • Творческая история «Бесов»: от романа-памфлета к роману-трагедии.
  • Стихия пародии в Бесах.
  • Бесы как антинигилистический роман.
  • Проблема прототипов в романе.
  • Великий писатель Кармазинов.
  • Достоевский – феминист.
  • Роман Подросток в структуре «романного пятикнижия» Достоевского.
  • Братья Карамазовы: фигура рассказчика и принципы романного нарратива.
  • Федор Павлович Карамазов – человек пушкинского поколения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Письменная работа выполняется внеаудиторно в форме реферата, объемом 10-15 листов. Тема реферата предлагается студентом и утверждается преподавателем или может быть выбрана из предложенного списка. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно по билетам. Студенту требуется ответить на 3 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Экзамен + 0.56 * Реферат + 0.24 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • БУЛГАКОВА НАТАЛЬЯ ОЛЕГОВНА, & СЕДЕЛЬНИКОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА. (2015). Портрет Ставрогина: к вопросу об особенностях идиостиля Ф. М. Достоевского в романе «Бесы». Вестник Науки Сибири, Спецвыпуск.
  • Достоевский Ф. М. - БЕСЫ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 551с. - ISBN: 978-5-534-12752-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/besy-448238

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гаричева, Е. (2008). Ф. М. Достоевский о преображении личности в романе «Бесы». Знание. Понимание. Умение, 3.
  • Нелипа, Е. (2009). К Проблеме Создания Типологии Персонажной Системы В Романе Ф.М. Достоевского «Бесы». Актуальные Проблемы Гуманитарных и Естественных Наук, 11.