• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Динамика жанров в римской литературе"

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины «Динамика жанров в римской литературе» студенты знакомятся с проблемами и методами анализа наиболее значимых произведений латинской литературы; получают представление о специфике жанра в античной литературе и возможностях значимых изменений в пределах жанра.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение навыков анализа литературных текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о наиболее значимых эпических произведениях Рима. Понимает особенности эволюции эпоса.
  • Имеет представление о наиболее значимых образцах элегической поэзии. Способен проанализировать произведение, исходя из его жанровых особенностей.
  • Имеет представление о наиболее значимых лирических произведениях. Знает основные жанровые особенности.
  • Имеет представление об эпистолярных корпусах, дошедших от римской литературы (Цицерон, Сенека, Плиний Младший, Симмах). Способен проводить сопоставительный анализ прочитанных текстов.
  • Имеет представление о наиболее значимых римских историках. Способен проводить анализ фрагмента текста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Анализ эпического произведения
    Эпос Энний и Невий. Новаторство Вергилия в связи с наследием александрийской поэзии. Эпический нарратив. Композиционные методы у Вергилия. Анализ субжанров. Функция прямой речи. Эпические дигрессии. Природа жанра у Лукана. Эпический жанр в флавианскую эпоху. Эпиллии Клавдиана: жанровые мутации. Аллегорическая поэма Пруденция.
  • Анализ дидактической и элегической поэзии
    Дидактическая и элегическая поэзия Философская поэзия (Лукреций). Традиции Гесиода (Вергилий). Кинегетика (Граттий Фалиск, Немесиан). Пародия на жанр учебного пособия (Овидий). Римская эротическая элегия (Тибулл, Проперций) и ее ироническое снижение (Овидий).
  • Анализ лирической поэзии
    Лирика Лирика в системе литературных жанров. Поэтическая функция языка. Катулл. Горацианская ода. Композиция горациевских гимнов. Анализ топики и фигур мысли. Poetae novelli. «Христианский Гораций»: лирика Пруденция.
  • Анализ эпистолярного жанра
    Эпистолярный жанр Эпистолярий республиканской эпохи (Цицерон) и времен принципата (Плиний). Письмо как философский жанр, связь с протрептиком (Сенека). Дальнейшая история жанра (Симмах, церковные авторы).
  • Анализ исторического произведения
    Историческая проза Анналисты. Исторические монографии Саллюстия; вопросы стиля и связи с греческой историографией. Тит Ливий. Веллей Патеркул. Тацит. Светоний. Scriptores historiae Augustae. Аммиан Марцеллин. Проблемы жанра, композиции. Вопрос о его аудитории, соотнесенность с философскими концепциями.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Проверочные контрольные работы проводятся в течение каждого модуля (2 работы) на семинарских занятиях. Контрольная работа проверяет знание прочитанных текстов и состоит из 10 вопросов, предполагающих однозначный ответ. Все контрольные работы имеют равный вес при определении оценки по этой компоненте.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента в рамках темы семинара. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
  • неблокирующий Эссе
    При наличии в эссе плагиата в форме дословного изложения чужого текста (без указания авторства и ссылки на источник) или в форме парафразы (без указания авторства и ссылки на источник), то есть изложения чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста, преподаватель вправе оценить эссе в 0 баллов, независимо от объема заимствованного текста.
  • неблокирующий Экзамен
    Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 3 тысячи слов. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Контрольная работа + 0.2 * Презентация + 0.15 * Работа на семинаре + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Curtius, E. R. (2013). European Literature and the Latin Middle Ages (Vol. New edition). Princeton, New Jersey: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=542951

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Покровский М. М. - ИСТОРИЯ РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 391с. - ISBN: 978-5-534-08853-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rimskoy-literatury-438589