• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Античная словесность

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Античная словесность» знакомит слушателей с базовым понятийным аппаратом, применяющимся при лингвистическом анализе латинских текстов. Студенты получают представление о жанровых конвенциях античной литературы, об эпических и иных топосах, о средствах создания комического эффекта и о композиции повествовательного фрагмента в древнеримской традиции. По мере прохождения дисциплины участники курса знакомятся с современным состоянием исследований в области античной словесности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основными жанрами и персоналиями латинской литературы, а также освоение базового понятийного аппарата, применяющегося при лингвистическом анализе текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет представление об эпосе доклассического периода, разбирается в литературе на данную тему.
  • Студент владеет пониманием способом контаминации и переработки греческих сюжетов в римской литературной тадиции, способен трактовать мифологический материал.
  • Студент разбирается в дидактической литературе античного Рима и ориентируется в произведениях эпохи, имеющих подчеркнуто воспитательную задачу.
  • Студент имеет представление об особенностях римской риторики и может объяснить, в чем они состоят и почему.
  • Студент понимает особенности письма как жанра, способен проиллюстрировать примеры разными текстами.
  • Студент разбирается в рецепции греческих жанров в творчестве римских авторов, понимает специфику вергилиевской эпохи
  • Студент знаком с традициями александрийской поэзии и способен ее анализировать
  • Студент может описать специфику античного научного текста и проанализировать научный трактат, написанный римским автором на латинском языке.
  • Студент имеет представление о преемственности жанров философской литературы в античности и знаком с примерами перехода формальных и содержательных параметров из греческой традиции в латинскую.
  • Студент владеет пониманием проблемы поэтики античного романа, пародийных аспектов этого жанра, и способен дискутировать на данную тему.
  • Студент понимает особенности раннехристианской литературы, агиогафии в ее отношении к иным жанрам римской литературы.
  • Студент знаком с традицией агиографического повествования и может объяснить значение термина, проиллюстрировав его образцами латинской словесности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эпос доклассическогопериода.
    Энний. Жанровая специфика, топосы, константы римского эпоса.
  • Способы контаминации и переработки греческих сюжетов, трактовка мифологического материала.
    Римская комедиография. Плавт
  • Дидактическая литература. Катон Старший.
    Научный трактат. Витрувий. Плиний Старший. Трактаты о земледелии, их стилистические черты.
  • Римская риторика, ее понятийный инструментарий.
    Риторические трактаты. Риторика к Гереннию
  • Письмо как образец неформальной латыни.
    Эпистолярный жанр. Цицерон, Плиний Младший, Симмах.
  • Рецепция греческого жанра, специфика вергилиевской эклоги, панегирические черты.
    Буколика. Вергилий, Кальпурний Сикул, Эйнзидльские эклоги.
  • Традиции александрийской поэзии.
    Элегия. Проперций.
  • Научный трактат.
    Витрувий. Плиний Старший
  • «Новый стиль», рецепция греческих жанров философской литературы.
    Протрептик. Сенека Философ.
  • Пародийные аспекты. Проблема «романа с ключом».
    Роман. Петроний.
  • Раннехристианская литература.
    Жанры Acta и Passiones. Агиография в ее отношении к иным жанрам римской литературы.
  • Агиография.
    Сульпций Север.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории без вариантов. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Время выполнения – 80 минут. Во время написания работы разрешается пользоваться словарем.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом около 2.5 тыс. слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Экзамен
    Студенту предлагается выбрать фрагмент текста для перевода и ответа на вопросы. При переводе разрешается пользоваться словарем. Время на подготовку – 30 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Аудиторная работа + 0.15 * Презентация + 0.2 * Экзамен + 0.15 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Farrell, J. (2001). Latin Language and Latin Culture : From Ancient to Modern Times. Cambridge University Press.
  • Античная литература: Учебное пособие / Никола М.И., - 3-е изд., дополн. - М.:Прометей, 2011. - 336 с. ISBN 978-5-4263-0070-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/557906
  • МАЛЬЧУКОВА ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА. (2016). О Фантастическом В Античной Словесности. Проблемы Исторической Поэтики, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16935009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Adams, J. N. (2003). Bilingualism and the Latin Language. Cambridge University Press.
  • Fantham, E. (2011). Roman Readings : Roman Response to Greek Literature From Plautus to Statius and Quintilian. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=388137
  • Nagy, G. (1996). Homeric Questions (Vol. 1st ed). Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=157576