• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Вариативность языка в неоднородной среде"

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели


Баранова Влада Вячеславовна


Мищенко Дарья Федоровна

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар для студентов 3 курса посвящен грамматическим и лексическим вариантам, возникающим в языке в разных социальных и контактных условиях. Слушатели знакомятся с существующими теоретическими подходами в области вариационной социолингвистики, работают с практическими методиками анализа и приобретают опыт использования полученных навыков в решении конкретных исследовательских задач в области языковых вариантов и языковых изменений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение основными методами исследовательской работы с языковыми вариантами;
  • Приобретение опыта исследования вариативности в языке.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Использует теоретические понятия и концепции для анализа лингвистического материала.
  • На материалах корпуса демонстрирует, как распределяются языковые варианты в разных возрастных и социальных группах.
  • Показывает, как сходные изменения происходят в контактирующих языках или в языковых ареалах.
  • Использует теоретические понятия и концепции для анализа лингвистического материала. На материалах корпуса демонстрирует, как распределяются языковые варианты в разных возрастных и социальных группах. – Показывает, как сходные изменения происходят в контактирующих языках или в языковых ареалах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методы анализа вариативности в грамматике
    Роль частотности. Аналогия. Принцип экономии. Маркированность. Стабильность языковых черт
  • Социальная вариативность.
    Социолингвистические переменные: пол, возраст, образование, социальный статус. Социальная вариативность и построение социолингвистического исследования.
  • Контекстуальная вариативность.
    Сферы употребления языка. Устная/письменная и онлайн/оффлайн коммуникация
  • Языковые контакты и вариативность
    Подходы к изучению языковых контактов. Контактно-обусловленные изменения. Языковая аттриция и грамматические изменения в исчезающих языках
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии по статьям и заполнение таблицы с вопросами к статьям, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно и состоит из небольших заданий в течение курса: упражнений, проверяющих усвоение материала семинаров, и резюме статей по темам курса.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен заключается в устном представлении результатов индивидуального исследования вариативности, подготовленного на одну из предложенных тем. Длительность – 10-12 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.4 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • J. K. Chambers, Peter Trudgill, & Natalie Schilling. (2004). The Handbook of Language Variation and Change. Wiley-Blackwell.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Myers-Scotton, C. (2006). Multiple Voices : An Introduction to Bilingualism. John Wiley and Sons, Inc.
  • Sali A. Tagliamonte. (2016). Making Waves : The Story of Variationist Sociolinguistics: Vol. First Edition. Wiley-Blackwell.