• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Русская эмиграция как место памяти"

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Димитриев Виктор Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматривается художественный мир «молодой» парижской эмиграции межвоенных десятилетий с точки зрения одного привилегированного концепта — памяти. Проблематика памяти неоднозначно проявлена в литературе русского зарубежья: воспоминание организует «социальные рамки» эмигрантского сообщества и в то же время становится формой художественных исканий. На семинарах мы будем обсуждать, что вспоминают «герои» эмигрантской прозы; как воспоминание выражается на уровне поэтики и с какими литературными традициями связано; наконец, каким целям служит. В ходе курса особое внимание будет уделено текстам В. Варшавского, Г. Газданова, В. Набокова-Сирина, Б. Поплавского, С. Шаршуна, В. Яновского.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Познакомить студентов с характерными чертами эмигрантской словесности межвоенных десятилетий с особенным акцентом на литературе русского Монпарнаса.
  • 2. Сформировать представление о мнемонических особенностях литературы эмиграции и о теоретических подходах к анализу памяти в художественном тексте.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает основные проблемы изучения эмигрантской литературы межвоенных десятилетий
  • знаком с ключевыми мнемоническими особенностями эмигрантской словесности
  • представляет, как формировался жанр autofiction в эмигрантской прозе.
  • знаком с историей создания и характерными особенностями журнала «Числа» и поэзией «парижской ноты».
  • анализирует короткую прозу Гайто Газданова и Владимира Варшавского с точки зрения «романа сознания».
  • различает влияния Андре Жида, Марселя Пруста и Луи-Фердинанда Селина в эмигрантской прозе межвоенных десятилетий.
  • сопоставляет художественные формы памяти в прозе Владимира Набокова-Сирина, Гайто Газданова и Юрия Фельзена.
  • знаком с основными особенностями прозы Бориса Поплавского.
  • имеет представление о трансформациях жанра «человеческого документа» в эмиграции.
  • сопоставляет отдельные фрагменты мемуарных сочинений «незамеченного поколения».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Литература русского зарубежья: основные подходы к изучению
    Пути эмиграции. Центры рассеянья. «Одна или две русских литературы?» Метрополия и периферия. «Старшие» и «младшие» в русской эмиграции первой волны. Русский Монпарнас. Событие и свидетель.
  • 2. «Места памяти», индивидуальная и коллективная память в эмигрантской литературе межвоенных десятилетий
    Россия за рубежом и архив. «Миссия русской эмиграции». Шок памяти. Память: идеология и поэтика. Мемуарная литература, автобиография, autofiction.
  • 3. Автор как герой в системе мнемонических отношений.
    «Философия» Ильязда. «Спор» Ильи Зданевича и Бориса Поплавского. Миф о «человеке 30-х годов». Феномен самопридумывания в эмигрантской прозе. «Рождение героя» А. Алферова. «Герой интереснее романа» С. Шаршуна». «Роман с писателем» Ю. Фельзена.
  • 4. Журнал «Числа» и «парижская нота»
    «Числа» как манифест «молодой» эмиграции. Поэтика «парижской ноты».
  • 5. «Третья жизнь» в прозе русского зарубежья.
    Феноменологическое начало в эмигрантской литературе первой волны. «Третья жизнь» Гайто Газданова. «Рассеянная» память Владимира Варшавского.
  • 6. Ничейная земля эмиграции: между своим и чужим
    Проблема «влияния» в прозе русского Монпарнаса. «…память о том, чем была и чем должна быть русская литература». «Незамеченное поколение» русских писателей или транснациональный модернизм? Андре Жид и Владимир Варшавский. «Наследники» Марселя Пруста. От «поисков утраченного времени» на «край ночи». Луи-Фердинанд Селин и Василий Яновский.
  • 7. На границе двух миров: «Машенька» Владимира Набокова-Сирина, «Вечер у Клэр» Гайто Газданова, «Обман» Юрия Фельзена.
    «…эмиграция есть разлука с любимой»: формы памяти в эмигрантской прозе «младшего» поколения. «Машенька» В. Набокова-Сирина, «Вечер у Клэр» Г. Газданова, «Обман» Ю. Фельзена как три сообщающиеся истории об изгнании.
  • 8. «…расправиться, наконец, с отвратительным удвоением жизни реальной и описанной»: дилогия Бориса Поплавского
    «Дневниковая» проза Бориса Поплавского. Свобода от себя: Домой с небес Аполлона Безобразова.
  • 9. «Распад атома» Георгия Иванова — конец прекрасной эпохи.
    Жанр «человеческого документа». «Разложение личности и внутренняя жизнь» (Н. М. Бахтин). «Человек против писателя» и «Умирание искусства» (В. В. Вейдле). «Распад атома» как прощание с литературой
  • 10. «Экстерриториальная» душа: мемуары «незамеченного поколения»
    Ложь и правда воспоминания. Архив и свидетель. О себе или о других. «Незамеченное поколение» Владимира Варшавского, «Курсив мой» Нины Берберовой, «На берегах Сены» Ирины Одоевцевой, «Поля Елисейские: Книга памяти» Василия Яновского.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    На каждом семинарском занятии учитываются ответы студентов и участие в общей дискуссии.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов. Это может быть также совместный проект группы студентов, подготовленный по заранее выбранной теме, и тогда совместное время выступления может быть увеличено до 30 минут, и формат выступления может быть выбран самими студентами по предварительному согласованию с преподавателем.
  • неблокирующий Эссе
    Итоговая письменная работа, выполняется внеаудиторно (эссе, 8 000 – 12 000 зн.). Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках выбранной темы эссе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Презентация + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mikhail Maslin A., & Михаил Маслин Александрович. (2014). Destiny of the Russian Emigre Community in the XX-XXI Centuries ; Судьба русского зарубежья в XX-XXI веках. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.902AD0E
  • Барковская, Н. В., Джулиано, Д., & Люцканов, Й. (2019). Эмиграция, внутренняя эмиграция, ссылка, лагерь: общее и различное в самосознании литератора ; Emigration, Inner Emigration, Exile, Camp: the Common and the Specific in the Writer’s Self-consciousness. https://doi.org/10.26170/FK19-01-26
  • Матвеева Ю.В. - Русская литература зарубежья: три волны эмиграции ХХ века: учеб.-метод. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 92с. - ISBN: 978-5-9765-3881-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119072

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ДЕМИДОВА ОЛЬГА РОСТИСЛАВОВНА. (2015). Эмиграция Как Проблема Философии Культуры.
  • Люди мира. Русское научное зарубежье: Справочное пособие / Под ред. Баюк Д. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 516 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-766-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002592