• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Преподаватель


Бондарко Николай Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса прослеживается формирование грамматического строя (включая фонетические процессы, повлиявшие на становление морфологических парадигм), выявляются новейшие тенденции в развитии и функционировании грамматических явлений. Рассматривается материал не только немецкого литературного языка, но и отдельных диалектов. Также учитываются историко-культурные факторы, напрямую или косвенно влиявшие на формирование грамматического строя немецкого национального языка (политическая и конфессиональная раздробленность немецкоязычных земель и статус диалектов, нормализаторская деятельность языковых обществ, развитие классической литературы и т.д.). В результате работы в рамках настоящего курса студенты овладевают навыком критического анализа современных морфологических и синтаксических теорий в германистике, используя современные методы грамматического анализа. К целям курса относится также умение выявлять и анализировать отражение языковых процессов в памятниках немецкой словесноти VIII-XXI вв.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель дисциплины «Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии» состоит в изучении грамматического строя немецкого языка в разные периоды его истории, а также в усвоении знаний и компетенций, необходимых для изучения грамматики современного немецкого языка. Описание современной грамматической системы предполагает объяснение сложившихся закономерностей и многочисленных исключений из правил как результат исторического развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент изучает соотношение внешних и внутренних факторов в разитии языка.
  • Студент знакомится с критериями периодизации истории немецкого языка, получает общие сведения о традиционно выделяемых периодов древневерхненемецкого, средневерхненемецкого, нововерхненемецкого (включая ранненововерхненемецкий) языка.
  • Студент анализирует особенности словарного состава разных периодов истории немецкого языка; выделяет "слои" словарного состава, различающиеся по времени и происхождению
  • Студент анализирует два вида фонетических изменений в истории языка: изменение состава фонем языка и изменения в фонетическом облике морфем и слов
  • Студент получает сведения о специфике морфологических законов и их проявление в языке; анализирует влияние фонетических изменений на морфологические; осваивает законы аналогии.
  • Студент прослеживает развитие средств синтаксической связи и отдельные синтаксические конструкции в истории немецкого языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Связь истории языка с другими дисциплинами о языке и обществе.
  • Особенности формирования немецкого этноса. Общая характеристика периодов развития немецкого языка.
  • Формирование словарного состава.
  • Развитие морфологии немецкого языка
  • Формирование фонетического строя немецкого языка
  • Исторический синтаксис немецкого языка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой устное сообщение по одной теме. Сообщение не должно занимать более 7-10 минут и должно быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Доклад, текст которого полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов
  • неблокирующий Домашнее задание
    Предаставляет собой письменную работу, выполняемую студентом по одной из предложенных тем, объемом 500 -1000 слов. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится на русском языке и заключается в устной презентации (7-10 минут) итоговых работ студентов. Он включает проверку перевода текстов различных эпох на современный немецкий и русский языки, а также фонетический и грамматический анализ языкового материала из текста. Презентация выполняется на одну из предложенных тем.
  • блокирует часть оценки/расчета Эссе
    Письменная работа, выполняемая студентом по одной из предложенных тем, объемом около 2,5 тысяч слов. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы эссе. Эссе выполняется студентом вне аудитории. В эссе не допускается плагиат (некорректное заимствование) в любом объеме и форме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.15 * Доклад + 0.15 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Zifonun, G., & Gunkel, L. (2012). Deutsch im Sprachvergleich : Grammatische Kontraste und Konvergenzen. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=448081
  • Абрамов Б. А.-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-284-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-08613-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoreticheskaya-grammatika-nemeckogo-yazyka-425861

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fehringer, C. (2013). German Grammar in Context: Vol. Second Edition. Routledge.
  • Яковлева, Э. (2012). История Нормализаторской Деятельности Немецких Фонетистов (Новый Орфоэпический Словарь Немецкого Языка: Авторы Э.М. Крех, Э. Шток, У. Хиршфельд, Л.К. Андерс, 2009). ВЕСТНИК САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, (3.2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14159767
  • Яковлюк Александр Николаевич, Катаева Светлана Владимировна, & Поляничко Мария Владимировна. (n.d.). Сравнительно-исторический метод исследования формирования национального немецкого языка в период XII-XVIII столетий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fsravnitelno-istoricheskiy-metod-issledovaniya-formirovaniya-natsionalnogo-nemetskogo-yazyka-v-period-xii-xviii-stoletiy