• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История литератур Европы и США

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История литератур Европы и США» предлагает ознакомление с ключевыми текстами, жанрами и направлениями итальянской, французской, английской немецкой и американской литературы с XIV по XX вв. В результате прохождения курса у студентов формируется систематическое представления об историко-литературном процессе и элементах «Западного канона» в широкой компаративной перспективе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомить слушателей с ключевыми текстами европейской и американской литературы Нового времени, с преимущественным акцентом на произведениях XVIII-XIX вв.;
  • дать представление о влиятельных литературных трендах и жанрах европейской и американской литератур (новелла эпохи Возрождения, сентиментализм, исторический роман, готический роман, романтическая поэзия, новая драма и др.), а также о методологических импликациях конкретных литературных текстов;
  • сформировать навыки артикулированного применения исторических и теоретических знаний в области литературоведения к анализу основополагающих и наиболее репрезентативных литературных текстов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент дает жанровое определение новеллистики и анализирует художественные особенности новеллы эпохи Возрождения
  • Студент постулирует и анализирует основные аксиологические проблемы и поэтологические аспекты литературы эпохи Просвещения
  • Студент объясняет специфику литературы сентиментализма, выявляет и анализирует основные художественные и нормативно-ценностные особенности текстов, ассоциируемых с сентименталистской традицией
  • Студент воспроизводит жанровые характеристики готического романа и анализирует поэтику отдельных произведений
  • Студент перечисляет основные разновидности исторического романа и анализирует художественные особенности жанра на конкретном литературном примере
  • Студент ставит и анализирует основные исторические проблемы и поэтологические аспекты "большого" американского романа
  • Студент анализирует лирические произведения английского романтизма, схематически воспроизводит конфигурацию его ведущих направлений и рассуждает о художественных особенностях поэзии «озёрной школы»
  • Студент характеризует основные тенденции в западноевропейской и американской поэзии XIX века и осуществляет литературоведческий анализ лирических произведений этого периода
  • Студент разбирает поэтику реалистического романа середины и конца XIX в. в Англии и Франции, демонстрирует навык анализа традиционного повествования
  • Студент критически анализирует мировоззренческие особенности и поэтику двоемирия на материале ключевых текстов западноевропейской литературы XIX в.
  • Студент обрисовывает основные течения в драматургии рубежа XIX-XX вв. и анализирует отдельные пьесы в историко-литературном контексте
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Комедия» в новеллах: «Декамерон» Боккаччо в истории повествовательных жанров
    Творчество Боккаччо. Боккаччо и Данте. "Декамерон" как отклик на "Божественную комедию". Проблема литературного рода и жанра: лироэпическое, драматическое, повествовательное, поэтическое, высокое и низкое начала в литературе.
  • Чему учиться у века Просвещения: свет разума в литературе XVIII в. от Ш. Монтескье до И.В. Гёте
    Идеология Просвещения. Просвещение во Франции и в Германии: национальная, философская и общественно-политическая повестки. "Персидские письма": поэтика и риторика. "Фауст": форма и содержание. Фигура Гете в немецкой литературной традиции.
  • «Вертер» или Стерн? Грани «сентиментализма»: сюжет, обрыв и отсутствие
    Сентиментализм XVIII века: проблема классификации и периодизации литературного процесса. Сентиментальное vs. сентименталистское. Роман Гете "Страдания юного Вертера" и проблема воздействия литературы на читателя. Примат чувства и вытеснение сюжета мнением: "Сентиментальное путешествие" и "Тристрам Шенди" Л. Стерна.
  • Почему читателю понравилось бояться? Готический роман на рубеже XVIII-XIX вв.: «Замок Отранто» Г. Уолпола и «Франкенштейн» М. Шелли
    Истоки и траектория развития готической прозы. Фантастика, мистика и популярность. Романы Уолпола и Шелли как образцы чистой и модифицированной готики. Рефлексивные переработки готического начала в романтичсекой, реалистической, модернистской и постмодернистской традициях.
  • Исторический роман как матрица европейской идентичности к. XVIII – XIX вв. (В. Скотт, В. Гюго, Стендаль)
    Модель исторического романа Скотта. Рождение современной историографии в романтизме. Личность в истории. Модификации исторического романа во Франции: от романтизма к классическому реализму. Влияние исторического романа на систему представлений об истории и литературе новейшего времени.
  • «Моби Дик» Г. Мелвилла: всё, что вы хотели узнать о китобоях, но боялись спросить
    Обстоятельства написания и рецепции романа Мелвилла в XIX в. Философские и литературные интертексты и подтексты романа. Энциклопедизм и большой стиль. Причину позднего "открытия" Мелвилла в ХХ в. Литературный канон и Мелвилл сегодня.
  • От «Лирических баллад» до «Дон-Жуана»: английская романтическая поэзия как жанровый коллапс (Вордсворт, Кольридж, Байрон)
    Классицизм и дезинтеграция его жанровых классификаций. Предисловие Вордсворта к "Лирическим балладам". Поэзия Вордсворта, Кольриджа и Байрона: траектория романтической идеологии от ранней фазы к поздней. "Дон Жуан" Байрона и его жанровые особенности. Ирония и пародия в позднеромантической литературе. Романтизм и популярность.
  • Идеальное стихотворение в XIX в.: от английских романтиков до французских символистов
    Обзор поэтических текстов: Кольридж, Шелли, Китс, Теннисон, По, Киплинг, Уитмен, Гюго, Леконт де Лиль, Готье, Бодлер, Малларме, Верлен, Рембо.
  • «Ярость Калибана»: Кто придумал Францию XIX века, а кто – Англию
    Творчество Бальзака. "Человеческая комедия": "Утраченные иллюзии" vs. "Серафита". Викторианский роман: Диккенс ("Домби и сын", "Дэвид Копперфильд"), Теккерей ("Ярмарка тщеславия").
  • «Ярость Калибана» 2: двоемирие от романтизма к декадансу
    Романтическое двоемирие: Новалис, Гофман. Мотив двойничества у Гофмана, По и Стивенсона. "Портрет Дориана Грея" О. Уайльда как образец двойнической литературы. Мотив двойничества в XX в.
  • Европейская новая драма после Ибсена
    Францазская "хорошо сделанная пьеса" как антипод и точка отсчета Новой драмы. Романтически и натуралистический театр. Пьесы Стриндберга ("Фрекен Жюли"), Шоу ("Профессия миссис Уоррен"), Уайльда ("Идеальный муж") и Гауптмана ("Потонувший колокол") как ремейки "Кукольного дома" Х. Ибсена. Новая драма в ХХ в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий оценка за работу на семинарах (темы 1-6)
  • неблокирующий оценка за работу на семинарах (темы 7-11)
    В дистанционном режиме в оценку за работу на семинарах входят, помимо активности на проводимом в режиме видеоконференции занятий, дополнительные компоненты: активность на онлайн-форуме в LMS и вопросы, задаваемые лектору в комментариях к видеоматериалам.
  • неблокирующий контрольная работа по темам 1-6
    Контрольная работа рассчитана на 10-20 минут и выполняется в ходе аудиторной работы. В дистанционном режиме обучения контрольные работы проводятся в форме тестов в LMS, который студенты должны выполнить за 10 минут: время выполнения заданий ограничено доступностью в системе и объявляется не позднее чем за 1 день до проведения теста.
  • неблокирующий контрольная работа по темам 7-11
    Контрольная работа расчитана на 10-20 минут и выполняется в ходе аудиторной работы. Контрольная работа рассчитана на 10-20 минут и выполняется в ходе аудиторной работы. В дистанционном режиме обучения контрольные работы проводятся в форме тестов в LMS, который студенты должны выполнить за 10 минут: время выполнения заданий ограничено доступностью в системе и объявляется не позднее чем за 1 день до проведения теста.
  • неблокирующий оценка за письменную экзаменационную работу
    Экзамен проводится в письменной форме (эссе) в дистанционном формате с использованием электронной почты. Экзаменационная работа представляет собой развернутый ответ (небольшое эссе, 500-1500 слов) на сформулированный в общем виде задания (см. примеры заданий). Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя работу по одному из заданий , объемом до 1,5 тысячи слов. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу. Работу можно пересдать в течение дополнительной сессии, если за нее получена неудовлетворительная оценка. Блокирующей является оценка 0 («ноль») за экзамен, полученная из-за наличия плагиата в экзаменационной работе. В последнем случае в период дополнительной сессии студент пишет и сдает на проверку другое финальное эссе по курсу на другую тему, предварительно согласовав ее с ведущим преподавателем. Студент имеет право заранее выбрать произведения для анализа и примеры из тематики курса или запросить преподавателя точную формулировку темы (в последнем случае студент обязан выполнять задание только на предложенных преподавателям примерах)..
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * контрольная работа по темам 1-6 + 0.15 * контрольная работа по темам 7-11 + 0.3 * оценка за письменную экзаменационную работу + 0.2 * оценка за работу на семинарах (темы 1-6) + 0.2 * оценка за работу на семинарах (темы 7-11)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гиленсон Б. А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 279с. - ISBN: 978-5-534-03478-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-xvii-xviii-vekov-433652
  • Под ред. Апенко Е.М. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 418с. - ISBN: 978-5-534-03182-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-xix-veka-433194
  • Под ред. Полубояриновой Л.Н., Светлаковой О.А., Чамеева А.А., Алташиной В.Д., Жукова А.П., Миролюбовой А.Ю. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 395с. - ISBN: 978-5-534-02682-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-srednih-vekov-i-epohi-vozrozhdeniya-v-2-ch-chast-2-epoha-vozrozhdeniya-434360
  • Толмачев В. М. - ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 811с. - ISBN: 978-5-9916-3136-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zarubezhnaya-literatura-konca-xix-nachala-xx-veka-444151

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Day, A. (2011). Romanticism (Vol. 2nd ed). Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=426619
  • Jeffrey Freedman. (2012). Books Without Borders in Enlightenment Europe : French Cosmopolitanism and German Literary Markets. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1648344
  • Olson, K. M. (2014). Courtesy Lost : Dante, Boccaccio, and the Literature of History. Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=878570
  • Погребная Я.В. - История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 311с. - ISBN: 978-5-9765-1059-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115878