• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

История русской литературы

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели


Димитриев Виктор Михайлович


Костин Андрей Александрович


Савицкий Станислав Анатольевич


Суториус Константин Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен ознакомлению студентов с основными этапами развития русской литературы XVIII-XX веков. Студенты применяют различные методологические подходы к историко-литературному материалу и приобретают опыт литературоведческого анализа текстов в историческом и социальном контекстах конкретных периодов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с широким кругом произведений русской литературы XVIII–XX века.
  • Ознакомление с основными вехами в истории общественной мысли на стыке гуманитарных и социальных наук.
  • Развитие навыков анализа литературных текстов в компаративной перспективе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о ключевых именах и текстах литературы русского модернизма в литературном и общественном контексте эпохи, а также характерных чертах литературного процесса в России рубежа XIX-XX веков.
  • Имеет представление об основных именах и текстах литературы 1920-1930-х годов и характерных чертах литературного процесса в Советской России.
  • Имеет представление о ключевых именах и текстах советской и постсоветской литературы 1940-1990-х годов в литературном и политическом контексте эпохи, а также характерных чертах литературного процесса в позднем СССР и постсоветской России.
  • Владеет базовым опытом историко-литературного комментирования, сопоставительного анализа литературных текстов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русская литература второй половины ХХ века
    Вторая мировая война в прозе и поэзии. Литература «человеческого документа». Оттепель: литературные истоки социально-политических преобразований. Оттепель: литература как демократическая институция и практика. Новая волна консерватизма в истории позднесоветской литературы. Формирование неофициальной литературы. 1968 год как начало самоорганизации нонконформистского сообщества. Постсоветский постмодернизм.
  • Литература русского модернизма
    Основные черты русского модернизма. Основные течения русского модернизма. "Старшие" и "младшие" символисты. Кризис символизма. Роман Андрея Белого "Петербург". Постсимволисты: акмеисты, футуристы.
  • Русская литература 1920-1930-х годов
    Как закалялась русская литература 1920-1930-х годов. Рождение авангарда из духа символизма. Соцреализм как авангард. Советская литература versus эмигрантская литература: одна или две русские литературы. «Незамеченное поколение». Две основные темы русской литературы 1920-1930-х годов : любовь и революция (гражданская война).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Устное сообщение - презентация по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность презентации 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Работа с материалом лекций
    Письменные работы по материалу текущих лекционных занятий – короткие блиц-вопросы в течение модуля или итоговый письменный экзамен в аудитории с ответами на вопросы по материалу соответствующего раздела.
  • неблокирующий Экзамен (эссе)
    Экзамен представляет собой выполнение студентом итогового эссе по одной из предложенных тем, объемом - около 15-20 тыс. печ. знаков. Эссе выполняется студентом вне аудитории. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.18 * Работа с материалом лекций + 0.12 * Аудиторная работа + 0.3 * Презентация + 0.4 * Экзамен (эссе)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.09 * Работа с материалом лекций + 0.06 * Аудиторная работа + 0.15 * Презентация + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.2 * Экзамен (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Агеносов В. В. ; Отв. ред. Агеносов В. В. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 795с. - ISBN: 978-5-9916-3491-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-veka-v-2-ch-chast-1-425564
  • Отв. ред. Агеносов В. В. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 687с. - ISBN: 978-5-9916-3579-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-veka-v-2-ch-chast-2-425565

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Stone, J. (2013). Historical Dictionary of Russian Literature. Lanham, Maryland: Scarecrow Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=547995
  • Век девятнадцатый и век двадцатый русской литературы: реальности диалога : монография / А.В. Подчиненов, Т.А. Снигирева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 200 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-103126-1 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/511710