• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Древнерусская литература

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения дисциплины студенты получают представление об общей проблематике историко-литературных исследований в области допетровской культуры Руси-России, об основных чертах и специфике литературных жанров Древней Руси и России XVII столетия, об общерусских и локальных литературных традициях допетровской Руси.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с предысторией русской классической литературы и письменной культурой и литературой Древней Руси как частью общеславянского литературного пространства;
  • развитие представлений о древнерусской литературе, как неотъемлемой части интеллектуальной и духовной жизни человека Древней Руси;
  • формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв.;
  • усвоение знаний о периодизации древнерусской литературы, жанрах русской словесности допетровского времени, их особенностях, основных произведениях этих жанров.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знаком с принципами периодизации древнерусской литературы и способен назвать основные этапы ее истории
  • Имеет опыт чтения ранних образцов киевской, новгородской, московской словесности и понимает их культурно-языковую, жанровую и региональную специфику
  • Владеет навыками чтения текстов, создававшихся в Московской Руси раннего Нового времени, может их жанрово атрибутировать и проанализировать их поэтологические особенности
  • Может указать на основные особенности формирования Московской Руси и продемонстрировать понимание того, как и какие исторические события связаны с текстами этого периода
  • Знаком с литературными текстами Киевской Руси различных жанров и понимает корреляцию между ними и основными социокультурными параметрами истории Киевской Руси
  • Имеет представление об этапах создания и содержании московских текстов, написанных после объединения земель вокруг Москвы, и понимает их отношение к общественно-политическим и религиозным полемикам того времени
  • Читает и понимает тексты Смутного времени и может интерпретировать их с точки зрения русской истории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика древнерусской литературы. Периодизация
    Вводные сведения о специфике ранней восточнославянской литературы, ее источников, изучения и описания. Разбор отдельных киевских текстов XI – XIII вв: ораторское искусство, летописание, житийная литература, переводы нехристианских текстов. Раннее новгородское летописание. «Слово о полку Игореве». Ранняя московская словесность.
  • Литература Киевской Руси
    Репертуар памятников: Состав импортированного корпуса переводных текстов. Священное писание как ядро церковнославянской литературы. Византийское наследие. Гимнография. Богословская литература. Переводная литература Древней Руси. Южнославянское наследие. Библейские и богослужебные тексты. Д.С. Лихачев и понятие «системы жанров». Агиография. Житие Феодосия Печерского. Произведения Борисоглебского цикла. Патерики. Апокрифы. Хроники. Летописи. Начальный летописный свод. Нестор. Повесть временных лет как основа региональных летописных традиций XII-XIV вв. Локальные летописные своды. Ораторская проза. Митрополит Иларион, «Слово о законе и благодати». Сочинения Кирилла Туровского. «Моление Даниила Заточника». Панегирические и дидактические произведения. Воинские повести. «Слово о полку Игореве», его значение. «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Хожения». Естественнонаучная литература.
  • Литература московских земель XVI-XVII вв.
    Разбор отдельных текстов XVI-XVII вв.: исторические, нравоучительные, житийные, полемические, (авто)биографические, эпистолярные, стихотворные, сатирические памятники
  • Литература XVII века
    Смутное время и его последствия. Авраамий Палицын и его «Сказание». Русская мифологическая историография: «Повесть о славене и Русе». Время Алексея Михайловича: «Соборное уложение» 1649 г. Киево-Могилянская академия и украинское влияние в культурной жизни Московского государства. Книжная справа. Церковные реформы патриарха Никона. Раскол. Старообрядческая литература. «Житие протопопа Аввакума». «Пустозерская» проза.
  • Литература Московской Руси
    Эсхатологические ожидания конца XV в. и их отражение в древнерусской литературе. Иосиф Волоцкий, его значение. Кружок архиепископа Геннадия Новгородского. Библейский свод 1499 г. Полемика Иосифлян с заволжскими старцами. Вассиан Патрикеев. Максим Грек – человек Ренессанса в Московском царстве, его деятельность. Книгопечатание. Иван Федоров. Государственная» литература Московского царства: Степенная книга. Московское летописание XVI века. Никоновская и Воскресенская летописи. Лицевой летописный свод. Митрополит Макарий и «Великие Минеии-четьи». Домострой. Стоглавый собор. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским – публицистика XVI столетия.
  • Местные литературы
    Объединение земель вокруг Москвы и завершение локальных литературных традиций. Новгородская литература XV в.: «Житие Михаила Клопского», «Повесть о Новгородском белом клобуке». Тверская литература: «Слово похвальное инока Фомы», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Флорентийская уния и «Хожение на Флорентийский собор». «Повесть о Меркурии Смоленском».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Письменные задания
    Выполняются письменно и состоят из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно по билетам. Студенту требуется ответить на 2 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Письменные задания + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Romoli, F. (2017). Exegetical Preaching by Kirill Turovskij: The Sermon on the Paralytic ; La predicazione esegetica di Kirill Turovskij: lo Slovo o rasslablennom ; Экзегетическое проповедничество Кирилла Туровского: “Слово о расслабленном.” Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D76D10D2
  • Tschižewskij, D. (1971). History of Russian Literature : From the Eleventh Century to the End of the Baroque. The Hague, Netherlands: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627332

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Romanchuk, R. (2007). Byzantine Hermeneutics and Pedagogy in the Russian North : Monks and Masters at the Kirillo-Belozerskii Monastery, 1397-1501. Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=682478
  • Shields Kollmann, N. (2017). The Russian Empire 1450-1801. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1450736