• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Метафора и метонимия в языке и мышлении"

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Перехвальская Елена Всеволодовна

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины студенты знакомятся с современными представлениями о роли метафоры и метонимии в языке и мышлении как особых когнитивных механизмах, обеспечивающих функционирование языка как средства описания бесконечной реальности, дающих возможность использовать язык в новых коммуникативных и информационных сферах и обеспечивающих эвристическую функцию языка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студенты должны усвоить современные концепции метафоры и метонимии;
  • Получить отчетливое представление о функционировании этих когнитивных механизмов и о их роли в языке и мышлении.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент выявляет различия между метафорой языковой и художественной
  • Студент интерпретирует понятие "полисемия", имеет представление о расширенном значения слова "метафора" и "метонимия"
  • Студент способен анализировать метафоры, различает метафоры в языке и мышлении.
  • Студент способен сформулировать отличия между базовыми и производными метафорами
  • Студент распознает типы метафор, выделяет характерные черты метафор персонификации и антропоморфные метафор, а также метафор сравнения.
  • Студент характеризует понятие "метонимия".
  • Студент выделяет характерные черты сопряжения как особого типа функционирования метафоры и метонимии, анализирует принципы конструирования смыслов.
  • Студент формулирует различия в фигуративной составляющей различных языков
  • Студент способен владение методами анализа фигуративной базы на русском или английском языках
  • Студент проводит анализ метафорической составляющей в словообразовании и грамматике конкретного языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Метафора языковая и художественная. Художественная метафора как продолжение языковой метафоры.
    Язык как система произвольных знаков, обозначающих дискретные категории, на которые человеческое сознание делит бесконечную реальность. Слово как «репрезентация репрезентаций». Язык как инструмент, способный передать бесчисленные значения и указать на бесконечное число денотатов, используя ограниченное количество единиц.
  • Полисемия. Расширение значения слова: метафора и метонимия.
    Метафора как средство, дающее возможность оперировать новыми объектами, описывать новые ситуации, идеи, предметы, с которыми говорящие не сталкивались ранее. Способность языка передавать любые значения, которые становятся необходимыми коллективу говорящих.
  • Метафоры в языке и мышлении. Концептуальная метафора. Метафора и «научная парадигма».
    Устройство метафоры. Абстрактное через конкретное; новое через известное.
  • Базовые и производные метафоры. Принцип инвариантности.
    Принцип инвариантности. Перенос структуры домента-источника на целевой домен. Базовые метафоры и их конкретные проявления в устойчивых языковых выражениях.
  • Типы метафор. Метафоры персонификации и антропоморфные метафоры. Метафоры сравнения. Зоометафоры.
    Метафоры сравнения. Зоометафоры. Антропоморфные метафоры и метафоры персонификации.
  • Метонимия. Метонимия и фреймы. Метонимические кластеры.
    . Метонимия как основное средство языковой «экономиии». Метонимия и фреймы. Метонимические кластеры.
  • Сопряжение как особый тип функционирования метафоры м метонимии. Конструирование смыслов.
    Метафора и метонимия как когнитивные механизмы: образная основа мышления. «Фигуративность» мышления и эвристическая функция языка. Метафоры и «научная парадигма».
  • Метафора и метонимия в речи. Различия в фигуративной состаляющей различных языков. Удельный вес метафоры и метонимии в языке.
    Анализ конкретных языковых выражений как один из методов исследования концептуальной метафоры и метонимии. Связь между доменами в языке как отражение сходной связи в мышлении.
  • Методы анализа фигуративной базы конкретного языка. От речевого выражения к когнитивной метафоре и метонимии.
    "Образная база» конкретного языка. Универсальные метафоры. Различия в фигуративной системе разных языков и культур. Удельный вес метафор и метонимий в конкретном языке.
  • Анализ метафорической составляющей элементов словообразования и грамматики конкретного языка.
    Конструирование смыслов. Использование метафор и метонимий, их сопряжение в словообразовании и грамматике различных языков. Конкретные примеры.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Письменная работа выполняется внеаудиторно в форме реферата, объемом 10-15 листов. Тема реферата предлагается студентом и утверждается преподавателем или может быть выбрана из предложенного списка. Источники подбираются студентом самостоятельно. Дополнительный материал включает в себя результаты небольшого исследования, самостоятельно проведенного студентом. Приветствуется также проведение теоретического мини-исследования в рамках того или иного вопроса, существенного обсуждаемой проблемы.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится на русском языке и заключается в устном представлении результатов индивидуального исследования в виде постерного доклада, подготовленного на одну из предложенных тем. Длительность – 10-12 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.24 * Аудиторная работа + 0.56 * Реферат + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Будаев, Э., & Чудинов, А. (2007). Современная Теория Концептуальной Метафоры: Американский И Европейский Варианты. ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, (2–1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13985161

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kövecses, Z., & Benczes, R. (2010). Metaphor : A Practical Introduction (Vol. 2nd ed). Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=311725