• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Научно-исследовательский семинар ""Письмо – это разговор с отсутствующим": поэтика эпистолярной прозы в сравнительной перспектив

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Специфику эпистолярной прозы определяет то, что письмо выполняет не только информативную, но и структурообразующую функцию, то есть выступает в качестве объекта, вещи, которая, вплетаясь в человеческие отношения, преображает их в соответствии собственными конститутивными свойствами. Письмо оказывается схоже с «разговором», ведущимся в отсутствие собеседника, и функционирует по модели дара, который не только поддерживает, но и порождает отношения между людьми.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладения методами анализа эпистолярной прозы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о эпистолаграфии и способах анализа нехудожественной прозы.
  • Понимает гетерогенность эпистолярной прозы и социальные функции писем
  • Имеет представление о публичной и приватной сфере
  • Понимает специфику соотношения разных видов романной прозы
  • Имеет представление о разных дискурсивных модусах текста
  • Имеет представление о понятии "человеческий документ" и о способах репрезентации личности в тексте
  • Имеет представление о современных концепциях письма и формах отчуждения индивида
  • Имеет представление о способах обмена сообщениями и статусе письма в современной культуре
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие проблемы изучения эпистолографический культуры
    Ситуация письменной коммуникации и обмена письмами.
  • Письмо: теоретические подходы и проблема жанра
    Письмо и риторика. Письмо и письмовники. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского (коммуникация по-русски)
  • Письмо и частная жизнь
    Письмо и частная жизнь (Монтень, Анна Финч). Дружеское письмо. Отправитель-адресат, эмоции, темпоральность. Любовное письмо. Письмо как игра. Феномен Арзамаса.
  • Эпистолярный роман и письмо в литературе
    Эпистолярный роман: особенности жанра. Шадерло де Лакло «Опасные связи». Практикум: Э. По «Похищенное письмо». Письма к дочери Мадам де Савинье: роман?
  • Письма писателя. Переписка поэтов
    Письма как лаборатория писателя. И.С. Тургенев и его письма. И поэт с поэтом говорит… Цветаева, Пастернак, Рильке.
  • Письмо и человеческий документ
    Голос и письмо: деконструкция. Почтовая открытка: письмо или нет? (Деррида).
  • Письмо и письмо
    Понятие человеческий документ. Письма о войне, разлуке, смерти
  • Новая эпистолярная культура
    Электронные письма и смс-коммуникация.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Устное сообщение по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность доклада 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Работа на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен (эссе)
    Экзамен представляет собой выполнение студентом итогового эссе по одной из предложенных тем, объемом 3 тысячи слов. Эссе выполняется студентом вне аудитории. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.24 * Презентация + 0.16 * Работа на семинаре + 0.6 * Экзамен (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bray, J. (2003). The Epistolary Novel : Representations of Consciousness. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=93019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Колядич Т.М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра: Монография. - М.: Мегатрон, 1998. - 278 с. ISBN 5-89601-017-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347517