• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Формальная школа в контексте русского модернизма"

2017/2018
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты

Автор программы


Светликова Илона Юрьевна
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Светликова Илона Юрьевна

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе научно-исследовательского семинара "Формальная школа в контексте русского модернизма" студенты знакомятся с введением в историю русского модернизма и историей формальной школы, осваивают разработанный формалистами научный инструментарий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с историей формальной школы, освоение разработанного формалистами научного инструментария, введение в историю русского модернизма, приобретение навыков междисциплинарного анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Студент способен спланировать и задокументировать проведение самостоятельного исследования
  • Студент имеет представление о месте формализма в истории гуманитарных наук
  • Студент имеет представление об исторических обстоятельствах возникновения формальной школы, ориентируется в литературно-художественном контексте русского формализма
  • Студент выявляет особенности творчества А.Белого. Формулирует связь между работами А.Белого и формализмом
  • Студент знает основных представителей формалистов эпохи модернизма, ознакомлен с их наиболее значимыми работами
  • Студент имеет представление о связи формальной школы и марксизма, знает основных представителей младоформализма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: что такое формализм?
    Место формализма в истории гуманитарных наук.
  • Идейный и культурный фон русского формализма
    Исторические обстоятельства возникновения формальной школы. ОПОЯЗ и МЛК. Научный контекст русского формализма. Психологизм в философии, лингвистике и литературоведении. Рецепция трудов А.А. Потебни в начале ХХ в. Литературно-художественный контекст русского формализма: авангардные направления в живописи и литературе.
  • Научное творчество Андрея Белого
    Сборник Андрея Белого «Символизм»: исследования поэтического ритма. Поздние литературоведческие труды Белого: «Ритм как диалектика и 'Медный всадник'»; «Мастерство Гоголя». Андрей Белый и формалисты.
  • Портреты формалистов: биография ученого в эпоху модернизма
    Виктор Шкловский. «Воскрешение слова»; «Искусство как прием». Автобиографическая проза Шкловского. Осип Брик. «Звуковые повторы»; «Ритм и синтаксис». Осип Брик — идеолог ЛЕФа. Концеп- ция «социального заказа». Юрий Тынянов. «Литературный факт»; «О литературной эволюции». Проза Тынянова. Рабо- ты Тынянова о кино. «Поручик Киже»: рассказ и сценарий. Борис Эйхенбаум. «Как сделана 'Шинель' Гоголя». Работы о Толстом. «Мой временник» Роман Якобсон. «Новейшая русская поэзия»
  • Младоформалисты
    Зубовский институт в 1920-е гг. Исследования «литературного быта». Формальная школа и марксизм. Разгром формализма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Выполняется письменно и состоит из небольших заданий, проверяющих усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает участие студента в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Итоговый контроль
    Итоговый контроль представляет собой выполненное студентом эссе. Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Объем эссе — 3 000 слов. Источники для раскрытия темы подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.32 * Домашние задания + 0.08 * Аудиторная работа + 0.6 * Итоговый контроль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Peter Steiner. (2016). Russian Formalism : A Metapoetics. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1508177

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aucouturier Michel. (2006). Svetlikova Ilona, Истоки русского формализма : традиции психологизма и формальная школа. Revue Des Études Slaves, (4), 671. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.slave.0080.2557.2006.num.77.4.7052.t1.0671.0000.2
  • Дебольский Н.Г. - Философия феноменального формализма. I. Метафизика - Издательство "Лань" - 2013 - 180с. - ISBN: 978-5-507-10419-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8645
  • Луков, В. (2009). История литературы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2F5F0DA7