• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Древние германские языки и тексты"

2017/2018
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения дисциплины студенты получают представление о соотношении устного и письменного бытования текста в средневековой культуре и системе жанров средневековой литературы, знако- мятся с основными направлениями современных исследований в области исторической поэтики и текстологии, анализируют ряд работ, посвященных проблеме, исследуют ряд конкретных текстов по критическим изданиям, используя исторические грамматики и словари древнерусского, латин- ского, немецкого, английского, французского и древнеисландского языков (по выбору).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с современными подходами к сравнительно-историческому филологическому (лингвистическому и литературоведческому) анализу памятников западноевро- пейской и древнерусской письменности, а также освоение базовых понятий и методов исторической поэтики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные подходы к изучению средневековых литератур, основные категории и сопоставительного анализа.
  • Студент способен спланировать и задокументировать проведение самостоятельного исследования
  • Студент способен изложить содержание русского и англоязычного / немецкоязыкчного научного текста
  • Студент способен проанализировать и отреферировать русско-, англо- или немецкоязычный научный текст
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Константы средневековой культуры: введение в проблематику; история вопроса
    Понятие «средневековой цивилизации». Средние века в восприятии гуманистов, просветителей и романтиков. Становление медиевистики как науки. Историческая антропология и школа «Анналов».
  • Средневековая эпическая традиция и ее исторические истоки
    Устная и письменная традиция в западноевропейском Средневековье. Средневековый эпос как объект исторической поэтики. Эпическая традиция и ее исторические истоки.
  • Сказание о Нибелунгах/Нифлунгах в германской и латинской традиции
    Ранние тексты: латинская поэма «Вальтарий» и древнеаглийские фрагменты «Вальдере; немецкая традиция: «Песнь о Хильдебрандте», «Песнь о Нибелунгах», «Плач», «Сказание о Роговом Зигфриде», романы о Дитрихе Бернском; скандинавская традиция: «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», «Сага о Вёльсунгах», «Сага о Тидрихе Бернском».
  • Особенности пространственно-временного континуума в «Песни о Нибелунгах»
    Чтение и интерпретация избранных эпизодов (средневерхненемецкий оригинал и его переводы на немецкий и русский языки)
  • Chanson de geste и средневековый рыцарский роман. Формульные структуры в «Песни о Роланде».
    Романы бретонского цикла во Франции, Англии и Германии.
  • Средневековая латинская риторика и литература на новых европейских языках (поэтические жанры, проповеди)
    Проблема многоязычия в средневековой Европе (католический Запад и Slavia orthodoxa).
  • Средневековая лирика на латинском и новых европейских языках: система жанров.
    Анализ текстов на латинском, старофранцузском, среднеанглийском и средневерхненемецком языках.
  • Религиозная литература Западной и Восточной Европы (Slavia orthodoxa).
    Жанры богословской, назидательной, житийной, гомилетической и молитвенной литературы.
  • Основы средневековой текстологии. Методы анализа содержательной и языковой вариативности в тексте.
    Принципы и методы издания средневековых текстов. Школа К. Лахманна и ее оппоненты. «Новая филология» и нормы научно-критического издания.
  • Категории средневековой словесности.
    Новые методы и подходы к филологическому анализу текста в современной медиевистике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Устное сообщение по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность доклада 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает участие студента в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий, а также выполнение письменного задания (проведение филологического анализа)
  • неблокирующий Итоговый контроль
    Объектом итогового контроля является устное сообщение-реферат по материалам обсуждаемых работ (список работ представлен) и собственного исследования с использованием электронной презентации в программа Power Point. В устной презентации студент должен представить наиболее важные результаты своей работы. В выступлении должны быть отражены знания об истории анализируемого текста, кратко изложена его историко-филологическая интерпретация, а также продемонстрированы лексико-грамматические и стилистические особенности поэтического языка. Содержание устного сообщения готовится студентом вне аудитории. Длительность сообщения составляет не более 10 минут. После выступления студент должен ответить на вопросы преподавателя и аудитории (других студентов). Содержание устного сообщения готовится студентом вне аудитории. Длительность сообщения составляет не более 10 минут. После выступления студент должен ответить на вопросы преподавателя и аудитории (других студентов).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Итоговый контроль + 0.24 * Аудиторная работа + 0.56 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зaxapob, В. (1992). Историческая Поэтика И Ее Категории. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.610F659B
  • Сердюк, Т. (2006). Средневековый Этический Мимесис. ИЗВЕСТИЯ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14095933

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вальтер В.Г. - Кольцо Нибелунга. Общедоступное пособие для слушателей музыкальной драмы Р. Вагнера - Издательство "Лань" - 2014 - 53с. - ISBN: 978-5-507-40729-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51635
  • Ершова Ирина В икторовна. (2015). «Песнь О Роланде » И История Изучения Средневековых «Песен О Деяниях». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A2735B88