• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Экфрасис и проблемы репрезентации визуального в русской литературе XIX-XX веков"

2016/2017
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения дисциплины студенты получают представление о подходах к изучению экфрасиса, о способах репрезентации визуального в русской поэзии и прозе XIX-XX веков, знакомятся с проблематикой соотношения визуальных и вербальных знаков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с таким важным понятием современной филологической науки как экфрасис, под которым понимается описание объектов визуальных искусств (живопись, скульптура, архитектура) в художественном тексте.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет представление о формах текстовой репрезентации различных объектов визуальных искусств (живописи, архитектуры, фотографии, скульптуры)
  • Студент умеет анализировать экфрастические описания в текстах, относящихся к разным жанрам и созданным в разные эпохи
  • Студент умеет в интенсивном диалоге обсуждать литературные тексты повышенной сложности и аргументированно защищать свою точку зрения, а также развивать свою аргументацию в письменных эссе
  • Студент дает определения основным понятиям курса, обладает навыками операционализации научной роблемы с помощью концептуального аппарата современных подходов в филологической науке и смежных науках
  • Студент формулирует основную проблематику читаемых художественных текстов, умеет помещать основную проблематику текстов в контекст, связанный с формами репрезентации визуального в русской культуре 19-20 вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Слово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов
    Формы репрезентации визуального в тексте (иконические тексты, иллюстрации, фотографии, гипотипозис, экфрасис). Интермедиальная компаративистика: предмет и задачи. Paragone: споры об иерархии искусств (Гораций, Леонардо, Лессинг, романтизм, Парнас, символисты, авангард). История термина «экфрасис». Экфрасис: топос, жанр или риторическая фигура? Дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса.
  • Русский литературный романтизм и изобразительное искусство
    Романтический апофатический экфрасис: «Сикстинская мадонна» Рафаэля в описаниях В.-Г. Вакенродера и В. Жуковского. Последующие интерпретации «Сикстинской мадонны»: Н. Полевой, Одоевский, Гончаров, Достоевский, Розанов и др.
  • Визуальность в поэтике Гоголя
    Повесть «Портрет» как развернутый экфрасис. Борьба божественного («невыразимая» итальянская картина) и дьявольского (миметический портрет) начал. Гоголь и художники-назарейцы, Гоголь и Александр Иванов, Гоголь и К. Брюллов.
  • Идеальный живописец у В. Карлгофа
    Н. Полевого («Живописец») и Гоголя. Два типа художника у Гаршина («Художники»). Словесный портрет и экфрасис (авто)портрета: Пушкин («К живописцу»), Л. Толстой («Анна Каренина»), Брюсов («Портрет»), Волошин («Концом иглы на мягком воске», «Письмо»), Кузмин («Мой портрет»), Гумилев («Портрет мужчины»), Хармс (автопортреты)
  • Поэтика художественной неудачи
    от романтиков («Живописец» В. Одоевского, в сопоставлении с «Неведомым шедевром» Бальзака) до И. Бунина («Безумный художник») и Б. Поплавского («Аполлон Безобразов»). Понятие эйдетического визуального образа в трактовке Э.Р. Йенша.
  • «Взглянуть не умею»: проблемы восприятия реалистического изображения в «Идиоте» Ф. Достоевского
    Трансформации визуального в художественном нарративе. Экфрасис как пролепсис и как эллипсис
  • Фотография как новый вид визуального искусства
    Достоевский («Идиот»), Тургенев («После смерти (Клара Милич)»), Эренбург («Мой Париж»). Studium и punctum (Барт).
  • Художник и иконописец
    Н. Лесков («Чертовы куклы», «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Сошествие во ад»). Скульптурный экфрасис и попытка снятия оппозиции «время-вечность»: Пушкин (статья Р. Якобсона «Статуя в поэтической мифологии Пушкина»), Анненский («Трилистник в парке»), Брюсов («Помпеянка»), Волошин («Диана де Пуатье»), Блок («Статуя»), Ахматова («Царскосельская статуя»). Статуя Венеры Милосской как идеологический конструкт (Глеб Успенский, «Выпрямила») и как «звуковой чертеж» (Блок).
  • Проблемы репрезентации визуального объекта в авангардном тексте
    «поэзия неведомых слов и... неведомых образов» (Маяковский, Хлебников, Крученых, Зданевич). «Стояла следующая картина»: проблемы репрезентации визуального объекта в «Очевидце и крысе» А. Введенского. Об отсутствии Казимира Малевича в стихотворении Хармса «На смерть Казимира Малевича».
  • Эпилог авангарда
    роман В. Каверина «Художник неизвестен», сборник рассказов «Живопись» Г. Гора. Цвето-акустический опыт (глаз, обладающий акустикой) в экфрасисах «Путешествия в Армению» Мандельштама. «Мир весь как в веревочной сетке» (Шкловский).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Экзамен представляет собой выполнение студентом итогового эссе, 10-12 тысяч знаков выполняется по одной из предложенных тем. Эссе выполняется студентом вне аудитории. Основные тезисы итогового эссе должны быть представлены студентом на одном из семинаров второго модуля.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация состоит в самостоятельном анализе экфрасисов из указанных преподавателям произведений, либо подобранных самостоятельно. Длительность презентации – 7-10 минут.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа студентов во время семинарских занятий (выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы и т.п). .
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Презентация + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Wagner, P. (1996). Icons - Texts - Iconotexts : Essays on Ekphrasis and Intermediality. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627336
  • Воронина, Н., & Кондратенко, Ю. (2014). Семиотика Искусства: История И Онтология. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFFC4F52

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ЕРШОВА ЭЛЬВИРА БОРИСОВНА, & ВЕСЕЛОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2015). Русский Авангард В Первой Четверти Хх Века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.414F51BA
  • Есаулов, И. (2001). Экфрасис В Русской Литературе Нового Времени: Картина И Икона. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ED5621F2