• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Речь прозаическая и речь стихотворная"

2016/2017
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса студенты получают представление о лингвостатистическом методе изучения метрики и ритмики стиха, а также о квантитативном, генеративном и когнитивном стиховедении, знакомятся с рядом научных работ в этой области.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с современными подходами к изучению стиха и прозы, а также пограничных форм, освоение базового понятийного аппарата, применяющегося в отечественной и мировой науке о стихе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен применять полученные знания в условиях междисциплинарности современной научной парадигмы
  • Студент участвует в обсуждении работ, готовит устные сообщения, в том числе по материалам собственного исследования
  • Студент интерпретирует основные понятия в сфере стихосложения в новых европейских литературах и распознает преемственность литературных практик
  • Студент способен применять полученные знания в условиях междисциплинарности современной научной парадигмы
  • Студент способен анализировать содержание исследовательских работ, планировать собственное исследование
  • Студент обладает широкими знаниями в сфере стихосложения в новых европейских литературах и пониманием преемственности литературных практик
  • Студент способен в срок провести стиховедческое исследование
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стих и проза: введение в проблематику и история вопроса
    Введение в проблематику. История вопроса. Параметры разделения стиха и прозы. Пограничные формы.
  • Структура стихотворной речи
    Особенности стихотворной речи, ее структура. Принципы организации стиха. Краткий очерк истории формирования стихотворной речи. Метр и ритм. Рифма и ее история. Строфика. Этапы эволюции западноевропейского и славянского стиха.
  • Анализ стиха
    Опыт анализа стиха на основе имеющихся данных. Разбор текстов. Чтение и анализ научных статей, посвященных анализу конкретных стихотворных произведений. Сопоставление данных
  • Современные теории в области метрики
    Углубленный анализ понятия «метр». Критическое чтение современный работ по теории метра. В частности, предполагается анализ работ М.Л. Гаспарова, М.И. Шапира, М.А. Красноперовой, М. Халле и др. Сопоставление теоретических взглядов на проблему метра в разных языках.
  • Акцентное представление текста
    Чтение работ, содержащих идеи о ритмическом представлении стиха и прозы. Опыт отечественных ученых в сравнении с западноевропейскими и американскими исследованиями. Усвоение элементарных правил морфологического и текстового уровня оценки акцентных единиц. Метрический уровень – проверка статуса ритмического слова.
  • Методы изучения ритмической структуры стиха
    Исследование различных ритмических форм в рамках одного и того же метра. Наблюдение о распределении ритмических форм конкретных текстов (на разных языках). Изучение вопроса о соответствии и несоответствии метра и ритма. Пропуски метрических ударений, спондеи, случаи переакцентуации. Иные виды перебоев (анакластическое ударение).
  • Профиль ударности
    История применения профиля ударности к анализу стиха. Закон регрессивной акцентной диссимиляции как универсальный для разных языков. Анализ ритмики стиха на основе распределения слогоударных конфигураций (ритмических форм). Построение профиля ударности отдельного стихотворения. Анализ полученных данных.
  • Новые направления изучения ритмики стиха
    Русская традиция исследования ритмики стиха. Западноевропейские источники ее формирования. Влияние русской традиции на западноевропейское и американское стиховедение. Анализ современных работ по просодии.
  • Петербургское стиховедение
    История формирования и особенности так называемой петербургской школы стиховедения. Критическое отношение к термину «петербургское стиховедение». Исследование некоторых работ, типичных для представителей данной «школы».
  • Дискуссия об актуальных вопросах метрики и просодии
    Анализ таких проблем, как наличие/отсутствие метра, стопа, отступление от метра, ритмический перебой. Дискуссия, посвященная этим проблемам. Аналитическое чтение стиховедческой литературы по данным проблемам (на разных языках), формирование собственного мнения в отношении той или иной проблемы. Целесообразность использования тех или иных современных и традиционных методов изучения стиха. Подготовка реферата и устного выступления (презентации) по определенной проблеме.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Подготовьте реферат по одной из предложенных тем в устной (длительностью 7-10 минут) или письменной (объемом 10-12 листов) форме. Проблема должна быть четко изложена на основе одной или нескольких научных работ и привлечения материалов собственного исследования. Источники подберите самостоятельно в рамках темы.
  • неблокирующий Участие в обсуждении
    Студент активно участвует в дискуссиях по теме семинара, задает вопросы, отвечает на вопросы других студентов и преподавателя
  • неблокирующий Письменная работа (реферат)
    Письменная работа выполняется внеаудиторно в форме реферата, объемом 1000 – 2000 слов. Тема работы предлагается студентом и утверждается преподавателем. Реферат представляет собой результаты небольшого исследования, самостоятельно проведенного студентом на основе тем курса. Речь идет, прежде всего, о самостоятельном анализе крупного стихотворного текста на одном из языков: русском, английском, немецком, французском. Приветствуется также проведение теоретического мини-исследования в рамках той или иной стиховедческой проблемы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Письменная работа (реферат) + 0.35 * Реферат + 0.15 * Участие в обсуждении
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Friedberg, N., & Dresher, B. E. (2006). Formal Approaches to Poetry : Recent Developments in Metrics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=209840
  • Zirmunskij, V. M., Stankiewicz, E., Vickery, W. N., & Brown, C. F. (2016). Introduction to Metrics : The Theory of Verse. Berlin/Boston: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1818340

Рекомендуемая дополнительная литература

  • БУЯКОВА МАРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА. (2015). Стих и проза: синтаксические различия. Известия Самарского Научного Центра Российской Академии Наук, (1–5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16564337
  • ГОРОДЕЦКАЯ ВЕРОНИКА ФЕЛИКСОВНА. (2016). Муза: звуковой анализ стиха. Артикульт, (1 (21)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16683243
  • Коваленко, Н. (2011). Просодия И Сознание: Системно-Синергетический Подход. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8C4EB72
  • САВЧЕНКОВА Н.М., & МАВРИНСКИЙ И.И. (2015). Ритм И Ритмическая Структура: Чередование Дискурса И События. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D6E5CB64