• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деловые коммуникации

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль

Преподаватель


Лисовский Александр Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными теориями и элементами коммуникаций. Он ориентирован на формирование практических навыков коммуникации и умений верно выстраивать коммуникацию с учетом особенностей партнеров и аудитории. В курсе рассматривается влияние культуры различных стран на процессы деловой коммуникации с их представителями. Особое внимание уделяется навыкам эффективной коммуникации при ведении переговоров и работе в команде. Рассматриваются различные каналы и типы деловой коммуникации, их достоинства и ограничения. Студенты учатся выявлять барьеры, мешающие эффективной коммуникации и преодолевать их. На семинарах студенты анализируют кейсы, представляющие различные проблемные ситуации и «сбои» деловой коммуникации и учатся находить стратегии разрешения таких ситуаций. Акцент делается на специфике межкультурной деловой коммуникации с учетом глобального характера современного бизнеса. Студенты выполняют исследовательский проект в командах об особенностях коммуникации в выбранной ими стране, а также представляют резюме-портфолио.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студенты приобретут знания теории и элементов деловой коммуникации и научатся использовать их на практике.
  • Научить студентов ориентироваться в особенностях кросс-культурной деловой коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение анализировать особенности партнера по коммуникации и аудитории и выбирать подходящие методы для коммуникации.
  • Способность конструировать сообщения для достижения различных целей организации.
  • Умение представлять свои проекты и проекты своей команды.
  • Понимание возможных барьеров и трудностей, препятствующих эффективной коммуникации и умение преодолевать их.
  • Знание основных теорий коммуникации.
  • Понимание того, как культурные особенности влияют на процессы коммуникации.
  • Знание различных коммуникативных стратегий.
  • Знание особенностей коммуникации с представителями различных культур (кросс-культурные коммуникации).
  • Умение выстраивать эффективную коммуникацию в процессе переговоров.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Влияние культуры на деловые коммуникации
  • 2. Маршалл Маклюэн – императивы коммуникации и общества
  • 3. Кросс-культурная коммуникация
  • 4. Вербальная коммуникация
  • 5. Невербальная коммуникация
  • 6. Коммуникация в переговорах
  • 7. Коммуникация в межкультурных командах
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах и домашние задания по кейсам
  • неблокирующий Портфолио
    Студенты представляют портфолио – резюме для вакансии по их выбору. Цель – представить профессиональный и убедительный документ, который повышает шансы положительного исхода – компания решает предоставить эту вакансию кандидату. Студенты должны продемонстрировать навыки самопрезентации и убедить потенциальных работодателей, что они обладают не только профессиональными и но и коммуникативными умениями и навыками.
  • неблокирующий Исследовательский проект по стране
    Студенты выполняют исследовательский проект в команде из 4-5 участников. Необходимо подготовить презентацию по теме: «Особенности делового общения и переговоров в данной стране». Рекомендуется выбирать страны, с которыми Россия может поддерживать деловое сотрудничество в ближайшие 2-3 года. Команде следует подготовить рекомендации относительно того, как российским бизнесменам следует общаться и вести переговоры с представителями выбранной командой страны. Кроме презентаций необходимо будет подготовить на ту же тему текстовый документ не более 8 страниц. Темы, которые необходимо раскрыть в проекте:  Краткая характеристика вклада данной страны в мировую культуру, особенности ценностей и артефактов.  Какие культурные измерения Хофстеде, Тромпенарса и т.д. наиболее важны для анализа культуры этой страны.  Особенности вербальной и невербальной коммуникации в стране, которую вы выбрали.  Какой стиль ведения переговоров у людей из этой страны? Как он связан с ценностями?  Рекомендации для бизнес контактов людей из России или других стран и этой страны.  В каких сферах российские бизнесмены могли бы сотрудничать с представителями данной страны.
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене используется тест из закрытых вопросов с выбором единственного верного варианта ответа из 20 вопросов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.2 * Активность на семинарах и домашние задания по кейсам + 0.6 * Исследовательский проект по стране + 0.1 * Портфолио + 0.1 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Таратухина, Ю. В.  Деловые и межкультурные коммуникации : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 324 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02346-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511159 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brett, J. M. (2014). Negotiating Globally : How to Negotiate Deals, Resolve Disputes, and Make Decisions Across Cultural Boundaries (Vol. Third edition). San Francisco, CA: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716710
  • Cambie, S., & Ooi, Y.-M. (2009). International Communications Strategy : Developments in Cross-Cultural Communications, PR and Social Media. London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=295337
  • Gesteland, R. R. (2005). Cross-cultural Business Behavior : Negotiating, Selling, Sourcing and Managing Across Cultures. [Copenhagen, Denmark]: Samfundslitteratur Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=526885
  • Lévy-Leboyer, C. (2005). Working Across Cultures / Cultural Intelligence: A Guide to Working with People from Other Cultures. Personnel Psychology, 58(1), 253–257. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=16335915
  • Matsumoto, D. R., & Hwang, H. S. (2019). The Handbook of Culture and Psychology (Vol. Second edition). New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2126834
  • McCarthy, A., & Hay, S. (2015). Advanced Negotiation Techniques. [California]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=958148
  • Деловые коммуникации : учебник для бакалавров / В. П. Ратников [и др.] ; под редакцией В. П. Ратникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 527 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3685-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487259 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Спивак, В. А.  Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник для вузов / В. А. Спивак. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 460 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15321-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511179 (дата обращения: 28.08.2023).