• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок»

1. Актуальность, цели и задачи программы

Образовательная программа по подготовке бакалавров направления 38.03.02 Менеджмент, профиль «Логистика и управление цепями поставок» (далее — Образовательная программа) разработана в соответствии с Образовательным стандартом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, уровень подготовки: «бакалавр» (далее ОС НИУ ВШЭ).

Основная цель образовательной программы состоит в подготовке выпускников к профессиональной деятельности во всех отраслях народного хозяйства для обеспечения субъектов всех организационно-правовых форм вне зависимости от формы собственности и типа финансирования квалифицированными кадрами в области управления логистическими процессами.

Задачами образовательной программы являются:

  • формирование у выпускников компетенций в области управления логистическими процессами, знаний в области теоретических основ и закономерностей функционирования экономики, методологии логистики, теории и практики логистического менеджмента, способности приобретать новые знания, психологической готовности к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности;
  • обеспечение выпускников возможностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 38.03.02 Менеджмент;
  • обеспечение выпускников возможностью продолжения образования на магистерских программах «Стратегическое управление логистикой» и «Стратегическое управление логистической инфраструктурой в цепях поставок» в НИУ ВШЭ;
  • обеспечение многообразия образовательных возможностей студентов, выбора индивидуальной образовательной траектории в рамках образовательной программы.

Обоснование потребностей рынка труда в выпускниках обусловлено растущим спросом на логистов. Уникальность Северо-Западного региона (СЗР) с точки зрения востребованности специалистов в области логистики и управления цепями поставок (УЦП) определяется следующими причинами:

  • СЗР — единственный в РФ, имеющий общие границы с ЕС (Финляндия, Норвегия, Эстония), через который проходит 40% импортных и экспортных грузов;
  • насыщенностью инфраструктурой — порты, железнодорожные и автомобильные магистрали, которая продолжает развиваться (к 2015 г. порт Усть-Луга займет одно из первых мест в Европе по грузообороту);
  • увеличением в несколько раз за последнее десятилетие количества терминалов, транспортно-логистических центров, складских комплексов и т.п.;
  • интенсивным ростом производства на отечественных предприятиях (автомобильные кластеры, судостроительная и энергомашиностроительная отрасль, сельское хозяйство и др.);
  • ростом количества компаний логистического профиля с участием зарубежных партнеров, требующих специалистов со знанием иностранных языков (выпускники будут знать язык в достаточном объеме за счет чтения 6–8 основных дисциплин на английском языке).

Сравнивая потребность рынка труда региона (10 тыс. специалистов с высшим профессиональным образованием) с количеством выпуска специалистов в сфере логистики (около 500 в 2013 г.) можно констатировать, что дефицит в квалифицированных кадрах будет нарастать.

Таким образом, открытие Образовательной программы в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ в полной мере отвечает тенденциям развития рынка труда в Северо-Западном регионе России, тенденциям развития образовательных услуг и стратегическим целям развития Университета, укреплению приоритета НИУ ВШЭ в подготовке специалистов по логистике и управлению цепями поставок в Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе. Подготовка бакалавров по логистике и УЦП в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ будет способствовать разрешению проблемы обеспечения отечественных предприятий квалифицированными специалистами в области логистики, отвечающими по уровню подготовки международным стандартам.

2. Анализ конкурентных преимуществ образовательной программы

Анализ программ обучения логистов в рамках направления «Менеджмент» в ряде вузов Российской Федерации и уникальной программы бакалавриата, разработанной на факультете логистики НИУ ВШЭ, показал, что именно программа НИУ ВШЭ позволяет осуществить качественную подготовку логистов, отвечающую требованиям лучших зарубежных университетов. Одним из основных преимуществ данной программы является наличие логистических дисциплин на всех четырех курсах бакалавриата, в отличие от других вузов, где основные профильные дисциплины читаются на последнем курсе. Отличительные особенности образовательной программы Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ по сравнению с базовой, разработанной на кафедре логистики НИУ ВШЭ, связаны с особенностями рынка СЗР и формирующейся научной школы логистики и управления цепями поставок в Санкт-Петербурге. Эти особенности  заключаются в  следующем:

  • наличии оригинальных авторских разработок по базовым дисциплинам профессионального цикла («Управление запасами», «Транспортировка в цепях поставок», «Проектирование систем доставки», «Экономико-математические методы и модели в логистике», «Информационные системы в логистике и управлении цепями поставок», «Информационный менеджмент в логистике», «Логистика городских транспортных систем»), выполненных на уровне международных стандартов и не имеющих аналогов в образовательных программах других вузов. Эти разработки нашли отражение в научных публикациях, учебниках, учебных пособиях и других методических материалах («Основы логистики» В.С. Лукинский и др., 2012 г., «Управление запасами в цепях поставок» / Под ред. В.С. Лукинского, 2011 г., «Логистика городских транспортных систем» Бочкарев А.А., 2011 г., «Корпоративная логистика в вопросах и ответах», коллектив авторов В.В. Дыбская, В.И. Сергеев, Е.И. Зайцев, В.С. Лукинский и др.);
  • возможности проведения занятий по ряду базовых специальных дисциплин («Основы логистики», «Управление запасами» и др.) на английском языке с соответствующим методическим обеспечением (Models and methods of logistic theory: Textbook / Under the editorship of V.S. Lukinskiy. - SPb, 2012. - 404 p.);
  • активном применении в учебном процессе современных информационных и информационно-аналитических технологий (AnyLogic, MathCAD, MATLAB, STATISTICA, SPSS, SimFlex и др.) для иллюстрации оригинальных алгоритмов и выполнения студентами оригинальных лабораторных работ;
  • расширении содержательной части рабочих учебных программ дисциплин профессионального цикла путем широкого включения бизнес-аналитической проблематики (модели и методы исследований, алгоритмы, моделирование процессов, прогнозирование и принятие решений и др.). 

3. Профессиональная деятельность выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников включает исследования, методы и технологии, направленные на разработку и оптимизацию управленческих решений в логистической деятельности предприятий различных отраслей экономики. Предметом профессиональной деятельности бакалавра является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении материальными и сопутствующими (информационными и финансовыми) потоками. Профессиональная деятельность выпускников может быть связана с организациями любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники будут работать в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах и подразделениях компаний, связанных с логистикой и УЦП.

Виды и задачи профессиональной деятельности выпускников связаны с решением задач бизнеса в области обеспечения эффективности деловых операций операторов цепей поставок, транспортно-логистических и торгово-сбытовых компаний на рынке логистических услуг. Бакалавр направления 38.03.02 Менеджмент, профиль «Логистика и управление цепями поставок» должен быть подготовлен к выполнению на высоком профессиональном уровне комплекса задач в организационно-управленческой, информационно-аналитической, и предпринимательской деятельности в управлении современными цепями поставок и предприятиями логистического профиля.