• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к общему циклу дисциплин, обеспечивающих начальную бакалаврскую подготовку. Дисциплина базируется на формате blended learning, то есть включает в себя материалы он-лайн курса «Общая социология». Автор - А. Гофман. Курс расположен на платформе: «Открытое образование» https://openedu.ru/course/hse/GSOC/#
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с основами классических и современных подходов в социологии, с традиционными и современными стилями социологического мышления и их концептуальным аппаратом
  • демонстрация возможностей эффективного использования социологического знания в организационных и экономических исследованиях
  • привлечение студентов к междисциплинарным социально-экономическим исследованиям
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные подходы к изучению социализации, способы и агентов социализации. Может отличить концепцию «жизненного цикла» от концепции «жизненного пути»
  • Знает понятие культуры, структуру и функции культуры
  • Знает понятие социальной группы, классификацию социальных групп, особенности формальных организаций
  • Знает суть процессов конструирования социальной реальности, социального порядка, действия и структуры, социальных изменений
  • Знает, что такое социология преступности и в чем ее отличие от криминологии. Может ответить на вопрос, является ли девиация отклонением от нормы
  • Понимает особенности социологического подхода к пониманию равенства и неравенства, знает типы систем стратификации. Знает признаки социальной мобильности и его виды
  • Понимает предмет социологии, критерии социологического знания, разделы или уровни социологического знания
  • Понимает связь между культурой и обществом. Знает культурные универсалии. Может отличить нематериальную и материальную культуру, дать определение ценностям и нормам социума. Понимает, что такое многообразие культуры и может разделить субкультуры, контркультуры, ассимиляцию и мультикультурализм, этноцентризм и культурный релятивизм
  • Понимает признаки социальных институтов, их функции. Ориентируется в основных социальных институтах общества (семья, экономика, религия)
  • Понимает процессы демографического анализа изменений численности населения. Может отличить демографический переход от эпидемиологического перехода
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Социология как наука: Что и как изучает социология
    Общая характеристика социологии, ее основные черты и особенности.
  • Тема 2. Основные концепты в социологии: конструирование социальной реальности, социальный порядок, действие и структура, социальные изменения.
    Развитие социологической мысли: основатели социологии, символический интеракционизм, функционализм, теории конфликта, теория рационального выбора, постмодерн. Уровни социологического анализа: макросоциология и микросоциология
  • Тема 3. Культура и общество.
    Взаимосвязь социальных и культурных процессов и явлений. Концепция культуры. Культурные универсалии. Нематериальная и материальная культура. Ценности и нормы. Многообразие культуры: субкультуры, контркультуры, ассимиляция и мультикультурализм, этноцентризм и культурный релятивизм. Социологические исследования культуры: что такое «культурный поворот» в социологии? Культура на заре человечества. Культура в индустриальном обществе
  • Тема 4. Социальные институты и социальные группы сквозь призму социальных изменений.
    Сущность социальных институтов, их структура, функции, значение. Семья как социальный институт. Экономика как социальный институт. Образование как социальный институт. Религия как социальный институт. Теории социальных изменений и практика
  • Тема 5. Социализация и жизненный путь.
    Агенты социализации, социальные роли, идентичность, концепция жизненного пути в контексте глобализации. Социология преступности. Девиация как отклонение от нормы?
  • Тема 6. Стратификация, классы и глобальное неравенство.
    Системы стратификации: основные линии разграничения. Теории стратификации современного общества. Классовая структура в развитых странах мира. Социальная мобильность. Бедность в развитых и развивающихся странах. Страны с высоким уровнем дохода, с средним уровнем дохода и низким уровнем дохода. Теории глобального неравенства. Основные показатели неравенства в современном мире: здоровье, голод и недоедание, образование и грамотность. Гендерное неравенство
  • Тема 7: Население и урбанизация.
    Демографический анализ изменений численности населения. Теория демографического перехода (революции). Теория эпидемиологического перехода. Городская социология: урбанизация как стиль жизни, городская экология, создание искусственной социальной среды в городских условиях, глобальные города. Социология глобального севера и глобального юга
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Контрольные задания
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Контрольные задания + 0.4 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гидденс, Э., & Саттон, Ф. (2018). Essential Concepts in Sociology (excerpts) ; Основные понятия в социологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D4B982B6
  • Тощенко, Ж.Т. Социология: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров «Социология» (040100) / Ж.Т. Тощенко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 607 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-02260-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028936

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Carrabine, E. (2009). Criminology : A Sociological Introduction: Vol. 2nd ed. Routledge.
  • Dillon, M. (2014). Introduction to Sociological Theory : Theorists, Concepts, and Their Applicability to the Twenty-First Century (Vol. Second edition). Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=667235
  • Doyle Paul Johnson. (2008). Contemporary Sociological Theory : An Integrated Multi-Level Approach (Vol. 2008). Springer.
  • Гидденс Энтони, & Саттон Филип. (n.d.). Основные понятия в социологии.
  • Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2009. - 624 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003522-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/178632