• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
02
Октябрь

Философия

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель


Исаков Александр Николаевич

Программа дисциплины

Аннотация

Обязательный курс «Философия» ознакомит студентов с основными вопросами, проблемами, идеями и концепциями классической и современной философии. Это ознакомление имеет своё историческое и систематическое измерения. В историческом плане предполагается ознакомление с основными этапами развития западно-европейской философии, начиная с философских направлений Древней Греции и вплоть до начала XXI-го века. В системном плане курс выстраивается на основе проблемного подхода: через рассмотрение ключевых философских вопросов и проблем, а также их актуальную меж- и трансдисциплинарную рецепцию в современном контексте. В ходе курса рассматривается круг следующих вопросов и проблем: проблема самоопределения и легитимации философии, вопрос об онтологическом измерении философии, проблема сознания, вопрос о природе языка в его когнитивном, коммуникативном и прагматическом измерениях, проблема бессознательного как особой человеческой реальности не сводимой ни объективным явлениям природы, ни к артефактам культуры, вопрос о свободе и ответственности человека в контексте открытия бессознательного, проблема целостности мировоззрения современного человека, его отношения к религии и политике, вопрос о специфике философского осмысления опыта искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – приобщить студентов к философской интеллектуальной культуре через рассмотрение ключевых вопросов и проблем, идей, концепций и программ классической и современной философии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать значение основных философских понятий и категорий, содержание основных философских концепций относительно фундаментальных философских проблем, закономерности развития природы, общества и мышления
  • Уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; интерпретировать философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме
  • Иметь навыки философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения (устно и письменно) при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, умение прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Генезис философии, его сложный культурологический контекст.
    Как особый культурный феномен, с точки рения своего происхождения, философия по своей сути есть продукт авторской мысли с позиции индивидуума, обладающего свободой выбора. И в таком понимании философия выступает как свободно избранное и публично заявленное убеждение конкретных авторов философов: Парменида, Платона, Аристотеля, а именно, убеждение в том, что мыслить значит утверждать бытие, иначе говоря, бытие есть первичное имя мысли как таковой, фиксирующее само событие ее рождения. Важно, что сама позиция авторской мысли является результатом длительного процесса трансформации, более исходной мифологической формации культуры. Причем в Греции VI-Vвв. до н.э. этот процесс происходит одновременно в трех измерениях: политики свободного полиса, собственно философии, искусства трагедии. Все три процесса взаимно обусловливают и дополняют друг друга, исторически между ними не сложилось отношение строгой иерархической зависимости, и в этом выражается оригинальная черта древнегреческой культуры, дающая ключ к пониманию ее уникальной интеллектуальной традиции. Вместе с тем, как полагают авторитетные современные авторы, феномен философии ввиду его сложности, нельзя свести исключительно к событию древнегреческой мысли о бытии, имеет смысл говорить о втором рождении философии связанном с христианской мыслью. Суть в том, что христианство, выходя за пределы греческой культурной парадигмы, соединяет мысль о бытии с иудейской мыслью о едином боге, которая, как показывают Э.Левинас, Ж.Деррида, А.Бадью, Дж.Агамбен, обладает таким же статусом первородной авторской мысли , что и греческая мысль о бытии. Важно также, что исторически первые христиане — отцы каппадокийцы, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Назианзин, — называли себя новыми философами, а их оригинальный тезис — свобода бога есть причина бытия, никак не связан с платонической традицией. В целом, Бог и Бытие как два независимых события мысли и сейчас задают предельный герменевтический (смысловой) горизонт европейской философии.
  • Классическая метафизика (онтология).
    Основные понятия античной метафизики как учения о бытии: hen «единое» Парменида, ousia «сущность» Платона, to ti en einai «суть бытия вещи» Аристотеля. Платонизм: теория «идей» и теория «единого» их диалектическая взаимосвязь в учении о познании мира. Этика и политическая философия: «Государство», «Политик», «Законы». Неочевидность справедливости в мире, идея «блага» и критика демократии, идеальное государство, как то, что существует только в «сердце порядочного человека». Метафизика Аристотеля: «суть бытия вещи» и «энергейя» как два способа осмысленного отношения к миру, на уровне вещей и на уровне реальности божественного ума, того, что только действительно. Этика Аристотеля, ее онтологическое обоснование, исходя из устройства, «склада» души. Критерием добродетельного поступка является не созерцание благой цели, но достигаемая в результате целостность («слитность») души. Соответственно верховной категорией этики становится «синезис», внутреннее «око души», способность к актуализации желания добра присущего человеку по природе. Политический реализм Аристотеля: соединение монархического идеала и демократии как наименьшего зла. Поэтика Аристотеля, основные понятия: мифопоэзис: сказание, интрига — содержание , мимесис: подражание,— метод, катарсис— очищение, цель искусства. Принципиальное различие концепций бытия Платона и Аристотеля: у Платона наиболее глубокая метафизическая интуиция бытия это «единое вдруг», hen to exaifnis, что можно понять как «возможность равная бытию», на этой метафизической основе мир мыслится находящимся в становлении; в метафизике Аристотеля основная интуиция бытия это «энергейя», т.е. то, что только действительно, на ее основе мир мыслится уже в завершенном состоянии и задача философии состоит в том, чтобы сделать это состояние максимально осмысленным для нас. Обе эти интуиции присваиваются затем христианской мыслью инициируя уже в ее рамках различные философско-теологические проекты: с опорой на Платона— отцы каппадокийцы и восточная патристика, или на Аристотеля— Августин и схоластика
  • Философия эпохи модерна.
    Проект модерна, сформулированный в XVIIIв. философами Просвещения, состоял в том, чтобы неуклонно развивать объективирующие науки, универсалистские основы морали и права и автономное искусство. В основе данного проекта лежала вера в достоверность универсальных истин разума и в их исчерпывающий характер, а также в созидательную мощь свободной просвещенной личности. Классической философией периода некритического модерна является трансцендентальная философия И.Канта, которая обосновывает субъективный и одновременно общезначимый характер научной истины, морального закона и красоты. Основные понятия и проблемы. Теоретическая философия: проблема обоснования всеобщности и необходимости знания. Проблема решается на основе выделения универсальных априорных форм, которые выступают всеобщими условиями опыта и одновременно конститутивными действиями самого познающего субъекта: акты созерцания и трансцендентальная апперцепция «Я мыслю». Практическая философия: проблема всеобщности и необходимости морального закона. Проблема всеобщности решается за счет указания на учредительный характер моральных поступков, они учреждают всеобщую действительность царства целей, союза всех свободных и разумных существ, принципиально отличную от всеобщей действительности природы, но будучи учредительными, а значит конститутивными для царства целей моральные поступки не являются таковыми для личности автономного субъекта морали, т.е. для того, кто их совершает. Здесь кантовская концепция универсальной и одновременно автономной морали приходит к очевидному противоречию, поскольку якобы «автономная» мораль оказывается по сути не автономной. В конечном счете Канту приходится дополнять свободу морального закона особым видом свободы способности вкуса, законом которой выступает красота. В позднем модерне, уже критически настроенном по отношению к собственным основаниям, проблематика кантовской философии сознания радикально переосмысливается в феноменологической традиции Э.Гуссерля и М.Хайдеггера, приэтом Э.Гуссерль дополняет Канта обращением к бессознательному, а М.Хайдеггер переходит от феноменов сознания к феноменам человеческого бытия — экзистенции.
  • Философия бессознательного.
    Тематизация бессознательного в философии позднего модерна достаточно прозрачно связана с неудовлетворенностью классической концепцией субъекта понятого как конституирующее себя самосознание. Уже у А.Шопенгауэра смысл мира деструктивен для человеческой субъективности и поэтому он не понимается человеком, а исполняется им в измерении тело — воля и самой совершенной формой такого исполнения является музыка как упорядоченный телесный аффект. У Ницше подосновой морали, которая делает действительность социума относительно устойчивой выступает ressentiment — вытесненные из сознания злоба и бессилие. В марксизме социальная реальность также инвестирована бессознательным, а именно, фетишисткой иллюзией, превращающей всеобщее идеальное свойство товара —стоимость, в реальное свойство конкретного товара — денег, в результате «любовь» к деньгам адоптирует человека к отчуждению в реальности социума. Но в наиболее полной мере концепция бессознательного становится теорией неклассического децентрированного субъекта в психоанализе. З. Фрейд открывает законы динамики бессознательного: замещение и смещение, с которыми русский лингвист Р.Якобсон сопоставляет два основных тропа языка — метафору и метонимию. У К.Юнга подлинной стихией бессознательного является воображение. Основным процессом формирующим психическую личность человека выступает индивидуация, суть которой состоит в интеграции доминирующих (архетипических) образов. Успеху интеграции противостоят два типа внутренних конфликтов психики — между Эго и Самостью и внутри Самости между героической личностью и абсолютной. По Юнгу Культура должна правильно ориентировать Эго на подчинение Самости и именно в модальности абсолютной личности. Ж.Лакан исходит из классического понимания субъекта как инстанции производящей значения , но дополняет его психоаналитическим тезисом, о том, что субъект производит значения только потому, что он способен производить желание (jouissance) , с последним связано само событие субъективности и происходит оно на уровне , который Ж.Лакан определил как «реальное», данному уровню бессознательного у З.Фрейда соответствует влечение к смерти. Децентрированный субъект Ж.Лакана, согласно его определению, есть то, что замещает собой реальное в порядке символического, (т.е. в широком смысле социального) .
  • Философия языка
    Можно выделить три значимые рецепции языка в философии: структурализм, философскую герменевтику и аналитическую философию. Структурализм ориентирует лингвистическую теорию Ф.Соссюра и его последователей на исследование квази лингвистических (структурных) закономерностей социальной реальности, поскольку эта реальность инвестирована бессознательным в своем генезисе и не могла бы существовать иначе. Структура здесь выступает предельным объяснительным принципом, сама же структура нуждается только в описании. Парадигмальным образцом структуры является знак в теории Ф.Соссюра как единство означающего и означаемого, представляющих собой два типа независимых друг от друга различительнвх единиц. С этой точки зрения у любой культуры есть три возможности развития: 1.Путь означающего или путь фантазии. 2. Путь означаемого — путь знания. В силу того, что в любой культуре всегда имеет место избыток означающего и нехватка означаемого, возможен 3-ий путь, когда избыточное означающее само становится означаемым — это путь мифа, его примером в современной культуре является практика психоанализа. Герменевтика в своем развитии пережила три эпохи: эпоху автора, когда в центре герменевтического интереса были смысловые интенции автора; затем наступила эпоха текста, когда текст превратился самодостаточную реальность, а автор в малозначительную фигуру медиума между данным текстом и интертекстом. Наконец современную эпоху можно охарактеризовать как эпоху читателя когда в центре интереса оказывается опыт чтения, который рассматривается на трех уровнях взаимодействия с текстом. 1. Читатель может быть пользователем и тогда текст будет просто источником новой информации. 2. Читатель может занять позицию критика и сравнивать разные тексты того же автора или разных. 3.Наиболее глубокое взаимодействие с текстом предполагает возможность для читателя стать последователем, в этом случае текст становится экзистенциально значимым и опыт чтения мотивирует читателя к экзистенциальной трансформации посредством самовоздействия. Аналитическая философия рассматривает язык как общечеловеческий институт с логической точки зрения. Началом традиции можно считать проведенное Г.Фреге различение психологического и логического понятий мышления. Если первое сближает мысль с осмысленным переживанием, то с точки зрения логики по Г.Фреге мысль есть сила утверждения истинностных значений предложения, что предполагает тождество логической структуры языка и объективного мира. Таже мысль повторяется в логико-философском трактате Л.Витгенштейна — предложение репрезентирует какое-либо положение дел в мире и предъявляет логическую структуру. Предложения математического языка делают это наиболее ясным образом. Особый интерес для философской герменевтики представляет теория речевых актов Дж.Остина, Дж.Серля. Часто в коммуникативной ситуации для нас важны не истинностные значения предложения, а непосредственный практический результат речевого действия, его успешность или неудача, как например в случае приказа или просьбы. Такие речевые акты Дж.Остин назвал перформативами.
  • Современная философия, ее проблемное поле.
    Для простоты современную философию можно определить как философию после М.Хайдеггера, поскольку его философия оказала влияние на всех более менее значимых современных авторов. Исходная мысль М.Хайдеггера утверждает тезис о забвении бытия, принципиальным образом определившим судьбу европейской метафизики. Суть в том что изначально у Анаксимандра и других досократиков мысль о бытии была откровением по ту сторону сущего,т.е. мира вещей, а у Платона и Аристотеля она превратилась в понятие о тождестве бытия и мышления, причем направленное на и предназначенное для познание сущего, в результате принципиальное различие бытия и сущего ускользает от мышления. Хайдеггер предлагает восстановить истину бытия именно как истину откровения, а не разума. Современные авторы — А.Бадью, Дж.Агамбен, Дж.Мильбанк, С. Жижек согласны, что диалектическую истину разума эпохи модерна нужно восполнить истиной откровения. Но если у М.Хайдеггера речь идет об откровении бытия меняющим способ бытия экзистенции, то у современных авторов речь, скорее, идет об откровении самого языка меняющего модус своего существования с денотативного, ориентированного на познание сущего и научную коммуникацию, на перформативный, сущностным образом связанный по Дж.Агамбену с клятвой, покоянием и верой, т.е. традиционными модальностями религиозного опыта. С точки зрения Дж.Мильбанка (английский философ и теолог) именно на уровне истины откровения в современной культуре возможен содержательный диалог философии и теологии. Основные направления диалога: 1. Экзистенциальная осмысленность смерти и соответственно жизни. 2. Феноменология веры. 3. Новый философский язык для выражения универсальной истины христианства значимым для современного социума образом. Все это позволяет охарактеризовать современную философию как постсекулярную.
  • Философия искусства.
    Эстетика как рефлексия опыта искусства становится важной составляющей философии впервые в «Критике способности суждения» Канта, по сути она позволяет ему завершить философию морали, связав необходимость морального чувства с экзистенциальной невозможностью для человека жить в безобразном мире. В этой же работе Кант обосновывает концепцию «гения» как необходимого субъекта культуры. В свою очередь эта концепция становится основой для философии искусства романтиков. Гегель рассматривает искусство как один из способов бытия истины, наряду с религией и философией. У А.Шопенгауэра цель искусства метфизическое утешение души, что в полной мере достигается только музыкой. Люб опытно, что данная точка зрения подхватывается в первую очередь поэтаи и порождает эстетическое мировоззрение французского символизма. В ХХ веке формой философской рефлексии литературы становится историческая поэтика. Современные авторы (С.Бройтман, Н.Тамарченко, В.Тюпе) выделяют три типа поэтики: синкретизм архаики (от начала письменности до VIIв. до н.э.), эйдетическая поэтика (от VIIв. до н.э. до XVIII в.); поэтика художественной модальности, чья история подразделяется на 1-ый этап ( от XVIIIв. До конца XIXв. и современный. Для современной поэтики характерна неклассическая концепция личности героя — не изолированное «я», а двуединство («дипластия» по выражению М.Бахтина) «я—другой». Последняя концепция, очевидно,, отсылает к философии бессознательного. В качестве примера можно привести образцовый философский разбор классического художественного текста — романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Анализ проводится на трех уровнях: 1. Смысловая интенция автора и идеологическая концепция героя. 2. Личный миф героя и образ «Отца» в романе. 3. Применение теории Ж.Лакана, реконструкция текстопорождающей структуры романа, два смысловых события в тексте романа — преступление и признание от 1-ого лица; возможный интертекст романа. Вывод: что хотел сказать автор и что высказал текст.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.3 * Контрольная работа 1 + 0.4 * Контрольная работа 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия : учеб. пособие / И.А. Карпенко. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 190 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ad85a8cac8cb0.79718405. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/947215
  • Философия античного мира: Учебное пособие / Панищев А.Л. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 98 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) ISBN 978-5-16-106913-4 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/979560

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кант И. - Критика способности суждения (Пер.Н. М. Соколова) - Издательство "Лань" - 2013 - 127с. - ISBN: 978-5-507-11692-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5921
  • Философия для юристов: учебник / В.А. Канке. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 333 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) - ISBN 978-5-16-014115-2. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/967351