• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
30
Ноябрь

Научно-исследовательский семинар "Методология научных исследований"

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов системного понимания логики и методологии научного исследования в области менеджмента. В рамках семинара рассматриваются ключевые этапы исследовательского процесса: формулирование проблемы, построение теоретической модели, выбор методологии, сбор и анализ данных, интерпретация и представление результатов. Особое внимание уделяется практическому освоению современных количественных и качественных методов, работе с академическими источниками и разработке исследовательского дизайна. Курс сочетает теоретические обсуждения, анализ реальных исследований, индивидуальные и групповые задания, направленные на развитие исследовательских компетенций. Итогом работы становится подготовка и защита индивидуального исследовательского проекта, соответствующего академическим стандартам. Полученные знания и навыки закладывают основу для выполнения выпускной квалификационной работы и дальнейшей исследовательской деятельности в сфере менеджмента.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины — формирование у студентов системного понимания логики и методологии научного исследования в менеджменте, а также развитие практических навыков проектирования, проведения и представления исследовательских работ с соблюдением академических стандартов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает принципы научного познания и может различать теоретические и эмпирические уровни исследования.
  • Умеет формулировать исследовательскую проблему, цель, задачи.
  • Способен определить объект и предмет исследования в области менеджмента.
  • Осознаёт требования к научной валидности и надёжности, умеет учитывать ограничения исследования.
  • Владeет навыками поиска и критического анализа академических источников
  • Умеет систематизировать литературу по тематическим, хронологическим и теоретическим признакам
  • Способен выявлять «исследовательские разрывы» и формулировать теоретические основания для своего исследования
  • Может разрабатывать концептуальную модель и логически обосновывать гипотезы
  • Знает различия между качественными, количественными и смешанными подходами, умеет аргументировать выбор дизайна
  • Умеет проектировать исследование с учётом целей, гипотез и контекста управленческой практики
  • Понимает источники ошибок, угрозы валидности и способы их минимизации
  • Способен разрабатывать схему выборки, обосновывать её тип и объём
  • Владeет навыками разработки анкет, интервью и наблюдательных протоколов
  • Умеет организовывать процесс сбора данных: планирование, контроль качества
  • Способен применять различные методы сбора данных (опрос, интервью, фокус-группа, наблюдение, анализ документов) в зависимости от задач исследования
  • Понимает принципы обеспечения репрезентативности и достоверности данных
  • Знает основные методы количественного анализа
  • Умеет обрабатывать качественные данные: кодировать, категоризировать, выделять темы и паттерны
  • Способен интерпретировать результаты анализа и соотносить их с гипотезами исследования
  • Умеет интерпретировать результаты анализа с учётом теоретической модели и контекста
  • Способен критически оценивать ограничения исследования и корректно формулировать выводы
  • Владeет навыками разработки практических рекомендаций для управленческой практики
  • Может синтезировать количественные и качественные результаты в целостные выводы
  • Умеет структурировать и оформлять научную статью, отчёт или презентацию по академическим стандартам
  • Владeет нормами академического письма и этики научных публикаций
  • Способен подготовить и защитить результаты собственного исследования в устной и письменной формах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в научное исследование
  • Обзор литературы и теоретическая база
  • Дизайн исследования и выбор методологии
  • Методы сбора данных
  • Методы анализа данных
  • Интерпретация результатов, ограничений и обоснование выводов
  • Презентация, публикация и защита научной работы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Письменные задания на семинаре и короткие устные ответы. Задания, входящие в "Активность на семинаре", оцениваются только при условии присутствия студента на семинаре.
  • неблокирующий Презентация идеи исследования
  • неблокирующий Предварительный вариант исследовательской работы
    Предполагает написание полного текста исследовательской работы в соответствии с методическими рекомендациями. В работе могут быть представлены предварительные результаты.
  • неблокирующий Экзамен
    Тест, состоящий из вопросов с вариантами ответа и вопросов, предполагающих короткий ответ (1-2 предложения) в Smart LMS.
  • неблокирующий Презентация обзора литературы и теории
  • неблокирующий Презентация методологии исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.12 * Активность на семинарах + 0.13 * Активность на семинарах + 0.25 * Предварительный вариант исследовательской работы + 0.1 * Презентация идеи исследования + 0.1 * Презентация методологии исследования + 0.1 * Презентация обзора литературы и теории + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горелов, Н. А.  Методология научных исследований : учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов, О. Н. Кораблева, Д. В. Круглов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 390 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16519-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536410 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • HU, C.-P., & CHANG, Y.-Y. (2017). John W. Creswell, Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BCEBF1CE
  • Saunders, M. N. K., Thornhill, A., & Lewis, P. (2019). Research Methods for Business Students (Vol. Eighth edition). Harlow, United Kingdom: Pearson Education Limited. Retrieved from https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5774742
  • Боуш Г.Д., Разумов В.И. - Методология научных исследований (в курсовых и выпускных квалификационных работах) - 978-5-16-014583-9 - НИЦ ИНФРА-М - 2025 - https://znanium.ru/catalog/product/2139004 - 2139004 - ZNANIUM

Авторы

  • Тараскина Елена Владимировна
  • Миронова Алена Геннадьевна