• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как не утонуть в болоте или несколько героических сюжетов из жизни кураторов

Почему институт кураторства неизменно вызывает у ребят столь бурный интерес и желание проводить дополнительные часы и дни в университете, жертвовать выходными, а иногда и семейными планами? Что в этой практике организации мероприятий и сопровождения первокурсников в начале университетской жизни позволяет не только разрешить множество чужих проблем, но и помочь себе самому стать профессиональнее и мудрее?

Как не утонуть в болоте или несколько героических сюжетов из жизни кураторов

Этим летом в стороне от публичного внимания команда кураторов 2021/2022 передала полномочия своим последователям – тщательно экзаменованным и морально подготовленным студентам 2 курса Юридического факультета.

Смена кураторских составов сопровождалась совместным обсуждением накопленного опыта и выполнением командных заданий, а еще – добрыми пожеланиями друг другу, положительными эмоциями и, вероятно, легкой грустью старшей кураторской группы по пройденному этапу.

Ответственный куратор сезона 2021/2022, студент 3 курса ОП "Юриспруденция" Иван Борзяков рассказывает о буднях кураторской команды Юридического факультета.



Группа студентов-старшекурсников, которые помогают адаптироваться в стенах университета вновь прибывшим коллегам – обычно так формально и сухо звучит ответ на вопрос “кто такие кураторы?” На самом деле это определение все же и на сотую долю не отражает того, каким институт кураторства предстает перед глазами его непосредственных участников. Я уверен, что если вам доведется расспросить кого-либо из команды о том, как прошли последние несколько лет его жизни, рассказ уложится в полчаса, но в качестве детального описания одного года, проведенного в различного рода попытках “помочь адаптироваться”, вы скорее всего услышите повествование, длина которому будет отмерена как минимум дистанцией в пару часов.

Так, даже сама процедура формирования очередной команды (ежегодное событие, которое обычно выпадает на июнь-июль) представляет собой яркое и полное впечатлений занятие. Традиционно такая процедура состоит из четырех этапов: анкета, экзамен, творческое задание, собеседование. Содержание каждого из них практически полностью определяют студенты из действующей команды. На первый взгляд трудно усмотреть что-то неординарное. Но в действительности, помимо технических трудностей (сроки проведения, достижение консенсуса о содержании и т.п.), ребятам по обе стороны “стола для собеседований” приходится сталкиваться с фактором эмоциональным. Дело в том, что все студенты больше или меньше общаются между собой: кто-то слаживается в поле учебных вопросов, кто-то ведет совместный быт в общежитии или же просто находит точки соприкосновения по мировоззрению. И когда приходится проверять экзаменационную работу, хоть и обезличенную, но все же вызывающую эмоции, хочется ведь обязательно где-нибудь балл добавить или, наоборот, балла лишить. Здесь невольно вживаешься в роль преподавателя, который неделей раньше или неделей позже кураторского экзамена вынужден проверять твою экзаменационную работу… и, понимая по-новому, какое это нелегкое дело, меняешь свое отношение к работе людей.

Более того, эмоции “ставят перед зеркалом” не только в ходе проверки работ, но также до, во время и после собеседований. Это, на мой взгляд, один из самых непростых этапов отбора, ведь необходимо собрать не коллектив своих приятелей, а команду, которая при решении рабочих задач будет функционировать как слаженный механизм.

Многие претенденты обижаются на провокационные вопросы или же просто недовольны результатами, ссылаются на необъективность и т.п. Все эти процедурные трудности надо преодолевать, избегать конфликтов, сглаживать, ведь те, кто получил заветный статус на ближайший год, и те, кому это по каким-либо причинам сделать не удалось, все еще остаются членами большой семьи, которую объединяет гордое “Юриспруденция”.

Сформировать команду – лишь малая часть того, с чем предстоит столкнуться за год совместной работы.

Нами пройдено немало трудных ситуаций, решено внушительное количество, казалось бы, нерешаемых задач и как естественное следствие накоплен значительный багаж ценного опыта. Во-первых, нельзя не отметить взаимодействие внутри команды. Известная максима “два юриста – три мнения” в настоящем контексте актуальна как никогда, особенно если учесть, что в году прошедшем команда состояла из 12 человек, а в наступившем это число увеличилось до 16. Осложняет ситуацию также тот факт, что все это хоть и молодые, но в отношении профессиональных убеждений и жизненных идеалов уже вполне амбициозные личности. Найти общий язык далеко не всегда бывает просто.

Во-вторых нужно отметить опыт, который по долгу службы копится за счет разного рода взаимодействий с “внешним миром”. Договориться о чем-то внутри команды – это одно, а найти, заказать, арендовать оборудование, помещение или дополнительные человеческие ресурсы для мероприятия – это совсем другое, особенно если хочешь, чтобы администрация Университета считала твою работу удовлетворительной.

Крайне интересно происходит разрешение конфликтных ситуаций: в команде все, как минимум морально, уже готовы называть себя юристами, возникает атмосфера здоровой конкуренции. Ни одно официальное мероприятие или простая встреча не обходятся без попутного консилиума, зачастую спора по поводу некоторых положений очередного договора, который предстоит заключить, оценки сопутствующих рисков или же просто правового просвещения (такое тоже случается).

Я полагаю, что кураторский опыт сложно поставить в ряд с производственной практикой или с чем-либо сразу сравнить, потому что каждая задача, вызывающая споры внутри команды, как правило, является ситуацией sui generis и лишена привычного алгоритма решения. Каждый участник, осознанно или нет, предпринимает попытки опробовать полученные в университете знания и попутно проявить себя – получается своего рода дискуссионный клуб. Хотя, что чему помогает больше: освоение юридической профессии кураторству или наоборот? Сказать трудно, зато с уверенностью можно утверждать, что приветствовать новую команду приходится уже на совершенно новом этапе личностного роста.

Такое приветствие традиционно отмечается в последний день лета. По нашему плану это мероприятие прошло и в настоящем году, в ходе чего старшим поколением “инсигнии” были успешно переданы, последние наставления высказаны и, конечно, теплые слова благодарности от поколения младшего приняты. Начало очередного учебного года становится поводом оценить результаты и подвести небольшие итоги большого кураторского приключения.

Тут, кстати, приходит на ум расхожая в кругах кураторов фраза: “куратор однажды, куратор навсегда”

При своей похожести на ритуальную клятву она отражает состояние души куратора.

Год, посвященный кураторству неизбежно рождает истории, которые заставляют улыбнуться. У нас есть несколько.

Ряд мероприятий проходит за городом, и добраться до места не всегда просто. Во время общего сбора к нам подбегает прохожий и сообщает: “Там кто-то из ваших тонет в болоте!” Присутствующие быстро оглядывают недоумевающие лица друг друга: вроде бы в программе такого не было, да и где удалось отыскать такое болото, чтобы в нем кого-то утопить. Показания участников событий до сих пор разнятся.

Спустя примерно минуту мы приходим на место происшествия: стоит один из наших подопечных, уже при помощи остальных успешно выбравшийся из болота, но без ботинка и в испачканной одежде. Здесь сразу стоит отметить, что никто не пострадал, парня вытащили прямо как в народной сказке, болото вернуло ботинок (спасибо Яну за отважную борьбу и сохранение предмета гардероба), а ситуация, помимо того, что явилась неплохим инструментом для сплочения и заставила понервничать, стала локальной шуткой. Но повторять такое мы, конечно, не собираемся, а рекомендуем быть внимательными, готовыми к любым обстоятельствам.

Испытание на прочность. Ответственность за проведение больших мероприятий вроде МиМа, конечно, ложится на плечи кураторов. Задач формируется куда больше, чем рук, готовых их выполнять. Сессия на носу, технические накладки, кто-то болеет, к тому же переживания из-за сложившейся традиции делать МиМ одним из самых зрелищных мероприятий на факультете. В общем, закипает котелок.

В этот раз примерно за 15 минут до старта к удивлению всех выяснилось, что значительная часть осветительного оборудования арендована, причем не нами и, помимо прочего, ее необходимо вернуть в тот же день. Об этом нам сообщили коллеги с ОП Международный бизнес и менеджмент, которые проводили свой МиМ накануне и как раз приехали забирать упомянутое оборудование. Было решено предпринять отчаянные попытки уговорить коллег и арендодателей оставить нам оборудование, организовать перенаем и постараться сделать так, чтобы после все остались довольны (здесь хотелось бы выразить благодарность коллегам-менеджерам за содействие и терпение).

Моя голова наполнилась другими рабочими вопросами, а на душе установилось странное ощущение наполовину выполненного долга и легкое чувство тревоги. К тому моменту уже бывалого куратора интуиция подводила редко... Часы отсчитывали десятый час вечера, когда раздался звонок. Из трубки напряженным голосом донеслось: “Освещение … майские праздники … корпус закрывается … надо сдавать оборудование”. Взял паузу в 10 минут, перезвонил арендодателю. Он, уже приступивший к празднованию долгожданных выходных, на предложение принять оборудование незамедлительно ответил решительным отказом (на что, кстати, имел полное право в соответствии с договором). Тут не требовалось знания истории института аренды и того, как устроены договорные отношения, чтобы понять: 10 дней аренды оборудования и штраф – это как минимум в 10 раз больше денег из кураторского бюджета, чем за 1 день злосчастного перенаема. После непростого разговора мы всей командой из разных частей города приступили к разработке чрезвычайного плана, который помог бы нам определить оптимальный вариант транспортировки и размещения ящика с оборудованием (размером превышающим автора текста). Чудом удалось снова вызвонить арендодателя и, спустя примерно 40 минут напряженной дискуссии, выговорить у него условия, на которых он согласится принять все в тот же день. Встретив коллег с огромным ящиком где-то на безлюдных складах в районе станции метро площадь Александра Невского, между 11 и 12 часом ночи, удалось все разрешить миром.