• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нарушение академических норм

Уважаемые коллеги, многие из вас сталкивались с нарушением академических норм при проверке письменных работ студентов: эссе, домашних заданий, курсовых работ и ВКР. Плагиат, списывание, некорректное цитирование и не только.

В Высшей школе экономики неприемлемо любое проявление нечестного поведения в учебе и исследовательской работе. Поэтому особенно важно не допускать, чтобы нарушения академических норм оставались незамеченными.

Возникает ряд вопросов – как правильно зафиксировать нарушения академических норм студентами; как определить, какое взыскание заслуживает студент? 

Данный кейсбук основан на разборе реальных случаев нарушения академических норм. В нем вы найдете информацию:

✔ как правильно классифицировать и фиксировать нарушения,

✔ какими нормативными актами руководствоваться,

✔ какие дедлайны существуют для вынесения дисциплинарного взыскания за нарушение академических норм,

✔ кто  принимает решение о вынесении дисциплинарного взыскания и многое другое

Кейсбук разработан для преподавателей, сотрудников учебных офисов и заместителей деканов, но может быть полезен и другим сотрудникам структурных подразделений кампуса. Для удобства Вы можете скачать pdf-версию по ссылке:

Кейсбук (PDF, 686 Кб)

Надеемся, данный кейсбук будет полезен в вашей работе!

Локальные нормативные акты

Кейс 1. Плагиат в проектной работе

При проверке письменных работ студентов по дисциплине преподаватель обнаружил факт плагиата в работе студентки Ш.

Преподаватель сформировал служебную записку. В служебной записке преподаватель изложил, что представленная работа студентки Ш. является обновленной версией более раннего проекта других студентов – Ц. З. и Ч., выполненного в 2018 году. В работе студентки Ш. повторяются целиком или же в переработанном, но узнаваемом виде некоторые структурные элементы проекта названных студентов. В частности, почти дословно совпадают гипотезы, название объекта данных с теми же переменными в том же порядке; у работ идентичная структура по разделам и их названиям, идентичные оцененные модели и их интерпретации. По мнению преподавателя, все вместе это не могло быть случайным и имеет содержательный, а не технический смысл плагиата. Преподаватель в служебной записке квалифицирует совершенное студенткой Ш. нарушение как сознательный подлог. В системе «Антиплагиат» работа студентки не проверялась.

Декан факультета в рамках организации проверки изложенных в служебной записке фактов запросил письменное объяснение студентки по обстоятельствам.

Кейс 2. Сроки вынесения дисциплинарного взыскания

При анализе результатов проверки курсовых работ в системе «Антиплагиат» начальник отдела сопровождения учебного процесса (далее – ОСУП) обнаружил высокий уровень заимствований в курсовой работе студента Н.

Начальник ОСУП по просьбе преподавателя 09 сентября 2020 подготовил служебную записку на имя академического руководителя образовательной программы, в которой указал на факт наличия плагиата. Согласно отчету системы «Антиплагиат» оригинальность работы составила 62%, а уровень заимствований, при исключении самоцитирования с курсовых работ прошлых лет, составил 32% .

Для принятия последующих действий в отношении студента Н. начальник ОСУП обратился к академическому руководителю образовательной программы с просьбой рассмотреть данное нарушение в соответствии с п.3.5.4 Правил внутреннего распорядка обучающихся ВШЭ.

В результате академический руководитель образовательной программы вынес решение не допускать студента Н. к защите из-за несамостоятельности работы и содержания в ней некорректных заимствований. Данное решение было отражено в служебной записке начальника ОСУП. При этом к служебной записке не было приложено обоснование нарушения.

В рамках организации проверки изложенных в служебной записке фактов было запрошено письменное объяснение студента по обстоятельствам.

Кейс 3. Плагиат в выпускной квалификационной работе

В выпускной квалификационной работе (далее – ВКР) студента Б. обнаружено нарушение академических норм в виде плагиата. Проверка ВКР в системе «Антиплагиат» показала, что работа студента содержит 22,28% некорректных заимствований. 

Руководитель ВКР 26 мая 2020 года сформировал служебную записку, в которой со ссылкой на Справочник учебного процесса (https://hse.ru/studyspravka/plagiat) отметил, что доля заимствований в ВКР не должна превышать 20%. Качественное рассмотрение заимствований в ВКР показало, что при написании работы были использованы не просто формулировки из других опубликованных исследовательских работ, но и крупные содержательные фрагменты, выдаваемые за элементы собственного анализа. Таким образом, руководитель заключил, что содержание ВКР не носит самостоятельный характер, поскольку является компиляцией данных ранее опубликованных работ. К служебной записке руководитель приложил таблицу с фрагментами заимствований.

26 мая 2020 года работниками факультета составляется акт о совершении студентом Б. дисциплинарного проступка в виде плагиата в ВКР. В качестве вменяемого нарушения в акте указывается п. 3.5.3. Правил внутреннего распорядка обучающихся НИУ ВШЭ.

Основные выводы кейсбука

Памятка и шаблоны документов по привлечению студентов к дисциплинарной ответственности за нарушение академических норм


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.