«Я ни разу не пожалела, что поступила на социологию»

Алина Каманина — выпускница бакалавриата Питерской Вышки по социологии. Уже два года она работает гейм-аналитиком в компании G5 Entertainment AB. Поговорили с выпускницей, как она пришла в гейм-индустрию, по каким параметрам выбирала университет и почему считает критическое мышление главным университетским навыком.

Алина Каманина

Алина Каманина
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

— Почему вы выбрали именно социологию?

—  Когда я поступала, особенно популярными направлениями были экономика и менеджмент. Но на них в Вышке я не проходила по баллам. По описанию бакалавриат по социологии показался мне интересным, хотя я на тот момент не знала, чем занимаются социологи. Меня привлекло то, что социология охватывает разные сферы жизни, а я как раз не могла определиться, к чему у меня душа лежит. Поэтому я решила, что социология отлично подойдет мне для дальнейшего образования и развития. 

Помимо этого, я хотела именно в Вышку: я дополнительно изучила информацию для абитуриентов перед поступлением и поняла — здесь любая программа сильная. Мне хотелось попасть именно в этот университет.

— Какие у вас впечатления от учебы на программе?

— Если подводить итог, то я ни разу не пожалела, что поступила на социологию. Мне было очень интересно учиться на программе. Если бы мне нужно было выбирать еще раз — я бы вряд ли выбрала что-то другое. Вышкинское сообщество вокруг университета тоже довольно крепкое, и это большой плюс. Причем это не только на факультете так, но и в целом: здесь люди держатся друг за друга. Я в университете встретила друзей, с которыми общаюсь до сих пор.

— Какие предметы вам запомнились больше всего?

— Первый — «Социологическая теория». Его вела Мария Андреевна Сафонова, он был самым объемным и важным на первом году обучения. Этот курс — веер из всего, что можно изучать социологам: ты немножечко смотришь на социологию города, медицины или искусства. 

Мне запомнились курсы по анализу данных, у нас их вела Анна Александровна Широканова. Занятия были интенсивными и насыщенными, но иногда достаточно сложными. Мне со скрипом давались задачи по статистике: много времени тратила на то, чтобы в них разобраться. Но зато этот курс дал сильную базу и стал основой моей профессии.

Еще мне запомнился научно-исследовательский семинар по культуре и неравенству. Я писала диплом про культурное потребление, и мне был важен этот предмет, потому что мы там обсуждали все необходимые для меня научные статьи. Кроме того, он был просто интересным, потому что сам предмет — про моду, искусство, музеи и все такое. 

На четвертом году бакалавриата у меня была «Макросоциология» с Эдуардом Дмитриевичем Понариным. Книги из списка литературы по этому предмету я и сейчас перечитываю время от времени.  

— Какие навыки вам дала Вышка?

— Самое главное — критическое мышление, это очень важный навык для любого человека сейчас. А еще умение искать и проверять информацию, видеть, что основное, а что — второстепенное.

Еще я научилась лучше общаться с другими людьми, хотя это не только университетская фича. На социологии приходилось много работать в группах: договариваться и распределять между собой задания. И, конечно, выступать с презентациями, проводить интервью, проявлять инициативу, если нужна помощь с темой курсовой или дипломной работы. Да и сама профессия подразумевает, что нужно много общаться. 

Мне был полезен язык программирования R, потому что после выпуска я пошла искать с ним работу. Но в целом мне кажется, что получение hard-skills в университете — не такая важная вещь. Университет ценен не тем, что обучает R или Python. Он помогает овладеть большими навыками, благодаря которым проще осваивать узкоспециализированные. Иногда намного полезнее обладать критическим мышлением, грамотно формулировать гипотезы и выставлять приоритеты. Эти качества ценят и нанимающие менеджеры.

Учиться после университета однозначно придется. Мне кажется, я после выпуска немного инфантильно себя вела. Мне поначалу казалось, что вуз должен был научить меня всем необходимым жестким навыкам для работы рекрутером, аналитиком данных или проектным менеджером.  Но сейчас я скорее склоняюсь к тому, что нужно самостоятельно работать над своими навыками.

— Какие планы у вас были после бакалавриата?

— Изначально я вообще не предполагала, что начну карьеру в бизнесе. Я хотела заниматься наукой и сразу после бакалавриата поступила в Университет Хельсинки. Мне дали стипендию на обучение, но не на проживание. Я не понимала, как смогу себя обеспечивать в другой стране: количество рабочих часов для студентов-иностранцев в Финляндии ограничено. Есть те, для кого это не было преградой, но мне это не подходило. Тогда я решила искать работу в бизнесе. 

— Когда вы начали просматривать вакансии, что вас больше интересовало — стажировки или работа на полный день?

— Я сразу искала работу, потому что стажировки часто бывают бесплатными. А если и есть оплата, то чаще всего невысокая. На некоторые стажировки просто сложно попасть, особенно в топовые компании — нужно пройти через тестовые задания и долгие собеседования. Мне же нужно было снимать квартиру в Петербурге и полностью себя обеспечивать. Предубеждений к стажировкам у меня нет, наоборот — если есть деньги и время на поиски идеальной компании, нужно пользоваться этой возможностью. Лучше сразу пойти туда, где сильные специалисты создают важные для рынка продукты. Это сильный буст в карьере и хорошая строчка в резюме, которая открывает двери в другие компании.

— Расскажите про свою первую работу. Что это было за место?

— Я попала в отдел маркетинга одной строительной компании, работала там аналитиком. Создавала и проводила опросы, брала интервью, делала аналитику по запросам других отделов. Фактически я узнавала, как можно улучшить продукт, чтобы клиенты становились лояльнее.

Поначалу мне было сложно на новом рабочем месте. В университете я привыкла, что все ребята примерно моего возраста, бэкграунд у нас примерно одинаковый, да и предпочтения в карьере схожие. Строительная сфера во многом консервативна. Например, все мужчины открывали передо мной двери, потому что так принято. А я видела, как им самим это было очень неудобно. Еще в компании был дресс-код, к которому я не привыкла. С моими ценностями все это не очень совпадало.

В итоге я проработала в этой компании год и пять месяцев. Я не планировала оставаться там так надолго, но сначала пыталась повторно поступить в магистратуру, а потом просто пыталась понять, чего мне хочется. Я не знала рынок труда: куда я могу пойти со своими навыками, какие индустрии бывают и что из этого мне подходит. И, конечно, не могла ответить на вопрос «Кем вы видите себя через пять лет», который задают почти на каждом интервью.

— Что помогло вам разобраться со своими целями?

— В раздумьях о работе я пришла в Центр развития карьеры Питерской Вышки, там есть карьерные консультации для выпускников. Я пришла на консультацию в плохом настроении: мне не очень нравилось то, что я делала, но у меня не было идей, в какой индустрии работать и на какой должности. Не понимала я и то, какой формат для меня предпочтительнее — удаленная работа или офисная, с горизонтальной структурой или вертикальной. Директор Центра Анна Котова провела со мной несколько встреч: сначала мы отсекли то, что мне точно не нравилось, потом нашли то, что мне интересно. В процессе разговора я поняла, что хотела постепенно переходить в продуктовый менеджмент в IT-индустрию. Но на тот момент я не очень понимала, как туда попасть. Опыта в проектном менеджменте, аналитике, тестировании у меня не было — а это те специальности, из которых часто переходят в продуктовый менеджмент

Тут я и решила: раз у меня есть навыки анализа данных, надо заняться аналитикой и постепенно переходить в продуктовый менеджмент. А если аналитика понравится, то можно остаться в ней. Это тоже интересная область, в которой можно развиваться.

— С чего начался ваш переход в аналитику?

— Я заинтересовалась ритейл-аналитикой и устроилась на работу в Melon Fashion Group, куда входят Zarina, Love Republic и другие бренды. Но была одна загвоздка: я вышла на новую работу 11 марта 2020 года. Вскоре после этого все офлайн-магазины закрылись из-за карантина и пандемии. Я почитала прогнозы эпидемиологов — было понятно, что пандемия быстро не закончится. Тогда я подумала, что нужно искать что-то другое.

— Что помогло вам найти работу во время карантина?

— Мой развитый профиль в LinkedIn. Я добавляла туда информацию об университете, места работы и, конечно же, расширяла сеть контактов, когда отправляла запросы однокурсникам. Я советую всем добавлять университетских знакомых в свой профиль прямо во время учебы: занятия рано или поздно закончатся и вы перестанете встречаться, но вот контакты останутся. Если что, всегда будет возможность связаться и попросить профессиональный совет.

Меня по профилю нашли рекрутеры из моей нынешней компании — G5 Entertainment AB, в ней разрабатывают мобильные игры. Я сходила на собеседования и подумала, что игры — это очень про аналитику: записи обо всех действиях игроков попадают в базы. Здорово развиваться в аналитике, когда видишь такой объем разноплановых данных.

Культура внутри компании мне тоже очень понравилась. В гейм-индустрии люди намного проще относятся ко всему и общение с коллегами — неформальное. Плюс моя работа дает возможность постоянно обсуждать игры с другими людьми — это тоже довольно круто. А еще мне очень нравится, что у нас креативная команда: например, я регулярно вижу, как кто-то из ребят отрисовывает персонажей для игр. Это очень вдохновляет. 

— Что изучают аналитики в гейм-индустрии? 

—  В мобильных играх очень важно настроить баланс. Обычно у пользователей на руках есть разные ресурсы, в том числе внутренняя валюта. Все это позволяет пользователю продвигаться по игре. Но если дать игроку слишком большой выбор, он ничего не купит. А если не дать ничего и заставить платить, то человек может уйти из игры. Более того, мы следим, как пользователи реагируют на новые фичи через A/B-тесты. 

Помимо этого, нам нужно следить за тем, как игрок проходит задания. Важно, чтобы игрок не «отваливался», если ему что-то непонятно в игре. Мы следим за поведением игроков и понимаем, как изменить сценарий и интерфейс, чтобы игроку все было понятно.

Я сейчас работаю над аналитикой детективных проектов. Там очень важно, чтобы весь сценарий оставался в голове у пользователя и были понятными дальнейшие действия, чтобы игрок пришел к разгадке. Основная задача — не перегрузить пользователей. Ведь в играх есть основные квесты и побочные, а еще игроку нужно помнить про то, на каком этапе он находится. При всем этом важно учитывать «старичков», чтобы они не теряли интерес к игре. 

— Как вы хотите развиваться в аналитике в дальнейшем?

— Я думаю углубиться в продуктовую аналитику и просто развиваться внутри индустрии — изучать психологию игроков и игры, давать какие-то инсайты командам на основе аналитики. На старших позициях недостаточно сделать то, что тебя попросили. Нужно глубоко понимать продукт, с которым работаешь, предлагать возможные решения и слушать мнения других людей в команде.

— И напоследок — вопрос для абитуриентов: как выбирать вуз при поступлении?

— Мой личный опыт был сильно основан на интуиции. В тот момент деканом Школы социальных наук и востоковедения был Даниил Александрович Александров, его видение программы показалось мне близким. Но я не знаю, могу ли я посоветовать людям поступать куда-либо просто по ощущениям. Ведь когда перед глазами много вариантов, хочется больше конкретики. 

Я считаю, стоит поступать в вузы, где ведется серьезная научная деятельность. Важно, чтобы преподаватели публиковали статьи в высокорейтинговых журналах, а у университета было сотрудничество с зарубежными вузами — хотя бы в недалеком прошлом. Все-таки университет — в первую очередь про науку, а наука — вещь международная. 

Также я рекомендую посмотреть на профессоров, которые работают в университете: чем они занимаются, в каких журналах публиковались, близка ли вам сфера их интересов. В Вышке это удобно: можно зайти на страницу к преподавателю на официальном сайте и найти там все необходимое. Второй вариант — поискать комментарии этих преподавателей в СМИ и посмотреть на их образ мыслей.

Ну и напоследок я советую абитуриентам пообщаться с выпускниками или хотя бы с ребятами со второго и третьего курсов. Благодаря этому им будет проще понять, чем можно заниматься после учебы и в какой сфере можно работать.