• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Весь опыт учит меня идти навстречу страхам»: Ксения Степанец про поиск себя и планы на будущее

Героиня июльского интервью — Ксения Степанец, выпускница образовательной программы «Филология» 2025 года. Её история — про смелость. Смелость переехать в другой город и страну. Смелость искать себя в учёбе, волонтёрстве, науке и творчестве. Она с нуля освоила фотографию, снимала важнейшие события кампуса, работала в пресс-службе и научной группе, а теперь готовится к новой главе — магистратуре в области медиаменеджмента в московской Вышке. Как решиться на переезд в незнакомый город ради мечты? Что даёт участие во внеучебной жизни студенту? И как преодолеть синдром самозванца и поверить в себя? Ответы на эти вопросы и многое другое читайте в статье.

«Весь опыт учит меня идти навстречу страхам»: Ксения Степанец про поиск себя и планы на будущее

© Автор интервью: Анастасия Петрова, студентка 4-го курса ОП «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике»

— Совсем недавно прошел Выпускной 2025, поэтому хотим вас поздравить с завершением обучения и с отличной оценкой за дипломную работу! Давайте вспомним,, с чего начинался ваш путь и как вы приняли решение поступать на ОП «‎Филология»‎ в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург? Что подтолкнуло вас к переезду из Беларуси?

— История моего поступления — история чудес и совпадений. Меня назвали Ксенией, в честь Ксении Петербургской, и Петербург всегда был городом мечты. Помню, как в девятом классе я впервые приехала сюда с подругами. Мы гуляли по каналу Грибоедова, и я увидела надпись «Высшая школа экономики» и сказала, что буду здесь буду учиться!». Подруги только посмеялись, ведь все планировали поступить в московский кампус НИУ ВШЭ. Как победительница нескольких олимпиад, я планировала поступить туда же — на культурологию. Однако жизнь сложилась иначе. Бюджетное место гарантировал только диплом первой степени, а я получила вторую с отрывом всего в один балл. Эти результаты давали 75% скидку, но не полное финансирование. Тогда передо мной встал выбор дальнейшего пути. И я вспомнила о петербургском кампусе Вышки. Спустя несколько лет я действительно сидела в аудиториях того самого здания на канале Грибоедова. 

Почему именно филология? У меня был интерес к таким программам, как культурология, филология, философия, психология и бизнес. Я хотела совмещать гуманитарные и более технологические направления, чтобы иметь свободу выбора и возможность искать себя в разных сферах. Петербургский кампус мне понравился именно своей свободой на ОП «Филология», которой больше нет нигде: здесь можно быть и лингвистом, и литератором, и уйти в IT, что я и попробовала сделать в какой-то момент.

Меня привлекли преподаватели, программы, атмосфера кампуса. Я посмотрела записи открытых дней и поняла, что люди здесь вдохновляют. Питер для меня — город мечты, и я ни разу не пожалела о своем выборе. Если бы была возможность выбрать заново, я бы снова поступила именно сюда, и, скорее всего, на ОП «Филология».

Образовательная программа дала мне не только знания, но и возможность найти себя, понять свои ценности, сформировать мировоззрение. Для меня основа успешной жизни — это взгляд на мир, а мир состоит из слов. Благодаря поиску новых слов и смыслов, получается открыть мир немного с другой стороны.

Я из небольшого города, близкие не особо верили, что я смогу уехать в Петербург и поступить в университет, зато поддерживали друзья и учителя. Я приехала в новый город, в новую страну ни с чем. Было страшно, но это путь, который я бы прошла снова.

— Был ли за время учёбы курс или человек, который особенно повлиял на вас или изменил ваше восприятие и взгляды?

— Главное, что дала мне Питерская Вышка — это люди. Конечно, знания и формирование мировоззрения очень важны, но всё это проходит через общение с людьми: преподавателями и, особенно, с моими коллегами и друзьями. Трудно выделить кого-то одного —  скорее, это множества ярких личностей и целый комплекс организаций, которые постепенно формировали мои взгляды и ценности.

На первом курсе меня вдохновляли преподаватели, например, Татьяна Юрьевна Шерстинова, к которой я часто обращалась с разными вопросами о том, кем можно работать после выпуска, и мой научный руководитель, Колмогорова Анастасия Владимировна, под чутким руководством которой я писала научные работы. Также важную роль сыграл Центр развития карьеры и археологический отряд «Монолит» — это был опыт для души. С ребятами из «Монолита» я впервые поехала на раскопки у моря — это был невероятный опыт выживания, общения и единения с природой.

На втором курсе вовлеченность в студенческую жизнь усилилась. Я активно участвовала в Команде Актива ЦРК и Студенческом Совете Питерской Вышки. Вместе с Русланом Мифтахутдиновым мы разработали курс адаптации для первокурсников — идея, которая казалась нереальной, но благодаря нашей команде была успешно реализована. Руслан сильно повлиял на меня, сказав одну очень важную мысль: «Если ты не знаешь, чего хочешь, другие решат это за тебя». Это заставило меня пересмотреть приоритеты. Второй курс — это период самого глубокого кризиса, который совпал с личными проблемами и профессиональным становлением.

На третьем курсе я ушла из Актива Центра развития карьеры, чтобы сосредоточиться на чём-то одном. Тогда же случайно попала на встречу MediaLAB, где поняла, что это моё и я на своём месте. Так и начался долгий путь освоения техники и работы с камерой, с постоянными ошибками и самоанализом. Ты просто учишься себя прощать за то, что делаешь плохо. Главное — продолжать делать плохо, и когда-то твоё «плохо» станет чуть лучше. Благодаря поддержке Вовы Александрова, Лизы Сытиковой и всей команды MediaLAB я смогла расти и профессионально, и лично. Мой главный принцип был: «Я не умею это делать, но сейчас начну и научусь в процессе». Конечно, были провалы, но именно этот опыт стал фундаментом моего портфолио и дальнейшего развития.

На четвёртом курсе я уже была в руководстве MediaLAB, работала в отделе по связям с общественностью в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и параллельно участвовала в Фестивале ментального здоровья. Также у меня появилась научно-учебная группа, которой я уделяла много времени и сил.

Еще с самого первого курса я активно занималась волонтёрством — это дало множество знакомств и опыта. Благодаря этому на втором курсе попала на школу волонтёров в Москве, что тоже стало важным событием, расширившим круг общения и возможностей. Волонтёрство — отличный способ попробовать себя в разных сферах  и получить заветный опыт работы с перспективой на будущее.

— Вы упоминали «Монолит». Интересовались ли вы раскопками ещё до учёбы, или это увлечение появилось уже на первом курсе, когда вы узнали об отряде и решили присоединиться?

— Одна из причин, по которой я выбрала Питерский кампус, была не только учёба, но и внеучебная деятельность: студенческие сообщества и возможности, которые там есть. Когда я зашла на сайт и начала изучать, что предлагают, меня особенно заинтересовал археологический отряд. Возможно, под влиянием родителей был интерес к раскопкам, древностям, египетским мумиям — всё это казалось очень увлекательным. А когда узнала, что в Питере есть такой отряд, еще раз убедилась — это мой выбор.

— Расскажите о своём пути в Активе Центре развития карьеры: с чего вы начинали и чем занимались?

— Моё первое впечатление от встречи Актива Центра развития карьеры было очень сильным. Там было много людей, атмосфера была душевной и вдохновляющей. С тех пор у меня сохранилась тетрадь, где я записывала основные идеи — что я уже умею, чему хочу научиться, рефлексию о сделанном и стратегию развития. 

Вначале я пробовала себя во многих направлениях, но постепенно сосредоточилась на SMM. Я не была сверхактивной, но благодаря подробным инструкциям по работе с сайтом Вышки, Figma, составлению резюме и проведению интервью получила ценные навыки. Особенно вдохновляли выступления Саши Полосухиной, которая создавала внутреннюю культуру Центра развития карьеры — я слушала её с большим удовольствием.

Моё участие в волонтёрстве в основном заключалось в помощи на мероприятиях, организации активностей и ведении постов. Однако на втором курсе у меня случился кризис: стало сложно писать. Тем не менее написанные посты потом помогали мне самой. Например, для одной публикации я вдохновилась текстами для студентов Гарварда и нашла действительно работающие лайфхаки для борьбы с прокрастинацией.

Опыт работы с Figma тоже был очень полезным, хотя иногда возникали сложности. В целом, это был невероятный опыт знакомства с людьми и работы в команде. Позже я продолжала сотрудничать с Центром развития карьеры как организатор студенческих мероприятий.

— Можете рассказать, как вы попали в Студенческий совет и поделиться опытом работы над проектом, в котором вы были соорганизатором?

— Для меня Студсовет — это, прежде всего, про людей. Как и вся Вышка, он стал для меня важным коммьюнити, и меня туда привёл Руслан. Сначала я наблюдала за ним издалека — он всегда был очень активным и предлагал классные идеи. Мне показалось, что он действительно хочет менять жизнь вокруг и много делает для этого. Особенно меня впечатлил фестиваль по ментальному здоровью, который он долго развивал. Это очень вдохновило!

Руслан пригласил в свою команду, и я согласилась. В начале в HR-департаменте были только мы с ним. Занимались тимбилдингом, обучением, адаптацией новых участников и немного подбором волонтёров. Я выбрала для себя роль куратора корпоративного общения — мне всегда было интересно попробовать себя в этой сфере.

Помню, как сидела и анализировала сотни методичек, чтобы составить подборку для курса, который мы разрабатывали. Благодаря опыту разных мастер-классов и школ,  предложила программу, которая могла бы быть полезной. Руслан внёс свои коррективы, но я была рада, что смогла выстроить методологическую основу и структуру. Осталось дописать тексты и запустить полноценный продакшн.

Со временем в команду присоединились Полина Эсауленко и Даня Архипов, и мы вместе сделали много интересных проектов. Студсовет помог мне собраться и понять, что всё зависит от людей. Когда в департаментах работают увлечённые люди, появляются крутые проекты. Но когда ресурс иссякает, активность падает, и всё становится формальным.

— Расскажите подробнее о своём пути в фотографии: с чего началось ваше увлечение, как вы пришли в MediaLAB и начали снимать мероприятия НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург? И, насколько я знаю, вы работаете в отделе по связям с общественностью — расскажите, как строится работа?

— Всё началось с того, что я пришла на первую встречу просто из любопытства. Я тогда не была погружена в тему, просто много смотрела и восхищалась красивыми кадрами, визуализировала музыку в голове. У меня был небольшой опыт мобильной съёмки, и иногда брала у брата фотоаппарат, но понимала в этом не так много.

Когда поступила, это был первый набор. Я сделала мотивационную презентацию — смешную и искреннюю, где перечислила свои «13 причин, почему хочу в MediaLAB». Я пришла, ничего не зная о фотографии, был опыт, возможно, из театра, где ты смотришь постановки и понимаешь, что делает звуковик, световик, режиссер, как строится сцена. Возможно, это помогло попасть в команду. И плюс у меня было увлечение литературоведением в перспективе кинокритики. Это были какие-то промежуточные знания, и мне хотелось как-то объединить всё это. Меня приняли! Позже выяснилось, что кроме меня там были и другие новички: так я познакомилась с Даней, который тоже только начинал постигать азы фотогрфии. Вместе мы много работали, посещали мастер-классы Вовы, который объяснял, что такое жёсткий и мягкий свет, как настраивать камеру и работать с моделями.

Особенно ценным для меня было внеурочное общение с Вовой. Я задавала ему очень много вопросов и просила фидбек. У меня было два диагноза — слабоумие и отвага — и именно они помогали мне не сдаваться (смеется) . Я наблюдала за процессом, училась на практике, смотрела много обучающего контента по композиции, цветокоррекции и обработке фотографий. В начале могла тратить по несколько часов на обработку одной фотографии, но всё равно не понимала, как добиться хорошего результата.

Нам говорили, что теория важна, но нужна практика. Я начала много снимать, и помню поворотный момент — Международную партнёрскую неделю в прошлом году. Меня пригласили фотографом, и я сначала сомневалась, ведь там были профессионалы. Но мне сказали: «Ты подходишь, нам нравятся твои кадры». Это было открытие: я поняла, что могу делать крутые фотографии даже на таких серьёзных мероприятиях. Конечно, руки дрожали, камера тряслась, но постепенно привыкла и стала чувствовать себя увереннее.

Фотография для меня — это про людей (снова!). Чем теплее я отношусь к тому, что снимаю, тем душевнее получаются кадры. Важные люди и мероприятия перестают быть просто важными, они становятся интересными и близкими. Второе сильное впечатление — выпускной прошлого года, где я была единственным студентом-фотографом. Когда мой кадр выбрали для официальных социальных сетей, я поняла: «Это моё, я чего-то стою!».

Постепенно я стала работать качественнее, прокачивала навыки и поняла, что можно не только снимать бесплатно, но и зарабатывать на любимом деле. За последний год фотография стала настоящей страстью. Помню, что носила камеру с собой все лето.

Еще одним поворотным моментом стало осознание: если хотя бы один кадр из серии мне нравится — значит, я на правильном пути. Со временем репортажная съёмка стала рутиной, дающей возможность слушать интересные лекции и наблюдать за людьми, но я поняла, что важно не забывать о творчестве и делать что-то для себя. Иногда я выходила за рамки репортажа, экспериментируя с обработкой и дизайном — это расширяло взгляд и вдохновляло.

— Позволяет ли работа в Вышке проявлять креативность, или это в основном репортажные съёмки, просто уже не на волонтёрской основе?

— Это были уже не просто волонтёрские репортажи. Всегда есть возможность сделать что-то для себя. Например, была съёмка, которая мне очень понравилась, это была выставка студентки факультета дизайна «Кого нету» Анастасии Алешиной, посвящённая культуре Русского Севера  северным обычаям и традициям, на ней царила совершенно уникальная атмосфера. Я решила дополнительно обработать эти кадры для себя, и получила настоящее удовольствие от свободы творчества. Мне удалось сделать не просто классические фотографии, которые потом выложили, но и создать особенную съёмку, которую потом опубликовали в MediaLAB.

— Вы занимаетесь съёмками не только для НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, но и частными заказами? Например, я знаю, что вы недавно делали съёмку для Буквоеда — как часто вас приглашают на такие проекты?

— Вышка отлично прокачивает нетворкинг. Когда работаешь, знакомишься с людьми и создаёшь качественный контент, вкладывая в него душу — тебя замечают. У меня было несколько предложений от знакомых дизайнеров: отснять одежду, сделать предметную и репортажную съёмку или помочь с проектом. Обычно это было на волонтёрских началах, но последние съёмки оплачивались, что было очень приятно.

Например, с Буквоедом всё началось с того, что я попросила Вову взять меня с собой на мероприятие. После нескольких бесплатных, предложили взять оплачиваемую съёмку. Это был классный опыт. Когда ты позиционируешь своё творчество и не боишься о себе говорить — а тут мне есть над чем работать — люди сами начинают тянуться и находят тебя. Иногда съёмки происходят вне учебы, и я их часто инициирую сама. Так что всё бывает по-разному.

— Вы упоминали научную группу, можете рассказать об этом опыте подробнее?

— Я отвечаю за монтаж видео, запись и небольшой SMM — то есть за контент, который публикуется. Кроме того, занимаюсь исследованиями восприятия произведений искусства и параллельного речепорождения в связи с уровнем эмоционального интеллекта. Настоящим вызовом было выступать с собственным исследованием на открытом семинаре — это был интересный опыт, который позволил не только поделиться идеями, но и более спокойно принимать критику.

— Расскажите, с чего началось ваше взаимодействие с научно-учебной группой и немного о том, чем именно вы занимались в области исследований?

— Страх несоответствия стандартам преследовал меня постоянно: перед открытым семинаром, во время съёмок, в научной работе. Казалось, вечно не хватает навыков, опыта, компетенций. Но именно эти вызовы и стали самыми ценными. Однажды меня пригласили фотографом на мастер-класс, хотя я едва разбиралась в камерах. Это была первая съёмка на циклораме, и я не понимала, что делать и как. Очень хотела отказаться, но мой хороший друг, Артем Вакенгут, поддержал меня, напомнив, что я пожалею, если не попробую. К моему удивлению, мастер-класс понравился людям. Меня пригласили ещё на выездной интенсив. Это был путь к себе, к пониманию своей уникальности. Я поняла, что моя сила — в людях, в связях и в том, как я вижу и чувствую.

Параллельно с этим была научно-учебная группа, которая тоже стала важным опытом. Я всегда была близка к науке и любила искать интересные мысли в сотнях статей. Благодаря поддержке научного руководителя Анастасии Владимировны Колмогоровой, я начала работать над курсовой по теме «Коммуникативная категория толерантности у голосовых помощников». Это было увлекательно: я изучала искусственный интеллект, шкалу для оценки голосовых помощников и даже шутила с Алисой. Анастасия Владимировна оценила мой энтузиазм и предложила присоединиться к научно-учебной группе, где я занималась тем, что монтировала видео и писала тексты, одновременно проводя исследования по восприятию картин.

Первое исследование было неудачным — за пять дней до сдачи сломался ноутбук, и мне пришлось писать всё заново. Но это меня не остановило! На четвёртом курсе я расширила эксперимент и открыла для себя нейроэстетику — науку о нейробиологических механизмах восприятия искусства. Это совпало с ростом интереса к этой теме в России, и я сосредоточилась на связи эмоционального интеллекта и восприятия картин.

Научно-учебная группа стала плодотворной почвой: я училась у коллег, наблюдала за их исследованиями и обсуждениями, понимала, с какими трудностями они сталкиваются. Это помогло ответить на вопросы о том, хочу ли я продолжать заниматься наукой.

— Учитывая ваш разнообразный опыт в студенческих организациях и нескольких сферах деятельности, расскажите, как вы приняли решение поступать в магистратуру в НИУ ВШЭ в Москве на программу «Медиаменеджмент»?

— Меня часто спрашивают: в Питере у тебя есть друзья, новая семья, связи, возможности, даже несколько организаций, готовых тебя принять на работу — зачем ты уезжаешь? Я сама много думала об этом. Для меня главный мотив — получить знания, которые не могу найти нигде больше. Я рассматривала разные направления, но в итоге остановилась на «Медиаменеджменте» в Высшей школе экономики. Если хочешь стать хорошим кинооператором, стоит идти в Институт культуры. А я поняла, что мне не хватает менеджерского начала, и я хочу развивать именно эту сторону (как человек-оркестр, захотела стать своим дирижером).

Я прочитала программу курса — менеджмент, экономика, психология, маркетинг, аналитика в контексте медиа — и почувствовала внутренний отклик, искорку, которая говорит: «Это моё». Программа продуманная, с чёткой траекторией и пониманием, чему и кого учить. Особенно меня вдохновила Зимняя школа, где я увидела выпускников с горящими глазами, искренне рассказывающих о своей программе. Там нет пафоса, а есть уважение и желание понять. Это меня очень тронуло, а к знаниям, полученным на Зимней школе, я возвращаюсь до сих пор.

Я также поняла, что если останусь здесь, есть риск увязнуть в текущей работе, а мне нужен глоток свежего воздуха и перемены. Я знаю, что всегда могу вернуться, но сейчас важен этот новый «белый лист». В Москве у меня пока нет никаких связей — это новый старт, но я иду туда с чётким пониманием, чего хочу и кем выбираю стать к тридцати годам.

Особенно меня вдохновил один момент из MediaLAB: на открытом микрофоне я взяла интервью у Анны Юрьевны Тышецкой, и её вопрос о том, кем вы хотите стать к тридцати, глубоко меня задел. Это заставило меня задуматься и начать искать ответы.

Я верю, что двигаюсь к своей мечте, и Москва даст мне образование, связи и карьерные возможности для самореализации. Там есть образовательное пространство «Простор», за которым я давно слежу и где хочу пройти практику, познакомиться с людьми, которые создают интересный контент. Моя мечта — иметь собственный продакшн или работать в продакшене любимого HR-бренда, погружаться в творческий процесс и глубже понимать людей.

И, что удивительно, когда я сформулировала эти желания, судьба начала преподносить возможности. Сейчас у меня есть оффер на креативную позицию в команду HR-бренда одной IT компании — ещё пару месяцев назад я и представить не могла, что такое возможно.

Весь опыт учит меня идти навстречу страхам: страшно говорить публично, делиться творчеством, начинать с нуля. Но именно преодолевая страх, я становлюсь счастливее и вижу, как самые смелые планы становятся реальностью. Просто нужно быть достаточно смелым, чтобы делать то, что страшно.

— Если говорить о будущем, кем вы видите себя через 5-10 лет? Планируете ли работать в продакшене или рассматриваешь другие направления?

— У меня есть чёткое понимание, что я обязательно продолжу заниматься фотографией — это факт. А дальше идут более вариабельные планы. Очень хочется работать в продакшене и иметь свою команду, где каждый уникален и свободен, но при этом мы поддерживаем друг друга и вдохновляем.

Мне бы хотелось вместе с командой путешествовать, снимать проекты и создавать действительно осмысленный контент. Идей как всегда много, хочется хотя бы одну из них реализовать. Я понимаю, что команда — это совместное творчество, и уже заприметила коллег, с которыми хочу работать дальше.

Идеальный продакшн для меня — это пространство, где каждый независимый и особенный человек получает индивидуальный подход, но при этом мы все объединены страстью к делу. Мы, можно сказать, немного «повёрнутые» на своём творчестве, горящие и увлечённые. Например, я не могу не снимать — это экзистенциальная потребность, я просто не могу иначе.

— Три слова, с которыми у вас ассоциируется Питерская Вышка.

— Для меня это люди, любовь и свобода. Люди — всегда и везде. Свобода — тоже неотъемлемая часть. А любовь… Питерская Вышка — это просто большая любовь.