• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Молодежь и миграция» – запуск нового курса по мотивам проекта Зеркальных лабораторий

18 ноября прошло первое занятие из курса МАГОЛЕГО «Молодежь и миграция»‎, который посвящен образовательной миграции и интеграции иногородних студентов.

«Молодежь и миграция» – запуск нового курса по мотивам проекта Зеркальных лабораторий

Центр молодежных исследований
Омельченко Елена Леонидовна

Центр молодежных исследований: Директор центра

Лисовская Ирина Викторовна

Центр молодежных исследований: Научный сотрудник

Кузинер Евгения Николаевна

Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник

Соловьева Наталья Сергеевна

Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник

Курс включает в том числе отображение результатов исследования «Сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции»‎. Это курс МАГОЛЕГО, поэтому на него записались студенты магистратуры различных направлений – «Современный социальный анализ», «Демография», «Экономика», «Культурные исследования»‎ и многие другие, – то есть люди с разным исследовательским бэкграундом. Кроме того, наш курс посещают казанские студенты направления «Политология», которых курирует Ольга Александровна Максимова, доцент кафедры общей и этнической социологии КФУ, а работа на нашем курсе будет засчитана в их учебных планах.

Что касается программы, то в первую очередь нам интересно, почему молодежь оставляет свои родные города, почему она выбирает другие регионы и возвращается или не возвращается обратно. Первая задача этого курса – теоретическая, то есть мы хотим познакомить студентов с существующими направлениями исследований в этой области. Чаще всего факторы миграции и миграционные планы описывают и рассматривают через экономические и статистические показатели. Количественные показатели миграции, несомненно, очень важны, однако есть другие оптики, в частности про социальное включение, про причины и про барьеры. Мы также обращаемся к изучению life course, то есть нам интересно, что предшествовало переезду, что следовало за ним, как человек встраивает миграцию в свою жизненную траекторию и как она влияет на процесс взросления. Конечно, здесь мы также будем рассматривать концепцию локальной идентичности.

Вторая задача – методологическая. Мы планируем научить студентов использовать новые инструменты. То есть не только количественные опросы, но, например, биографический метод и метод наблюдения.

Третья задача – практическая. Студенты должны научиться представлять результат своего исследования и даже предлагать рекомендации по решению какой-либо миграционной проблемы.

Первое занятие прошло очень успешно, можно сказать, что наша презентация вызвала энтузиазм, студенты задали много дискуссионных вопросов. Мы также успели прочитать статьи про миграцию в регионах России, которые вызвали бурное обсуждение. В конце курса студенты должны будут защитить финальный проект. Проект – это небольшое исследование, посвященное жизненным выборам мигрантов, миграционному поведению и социальному включению. В качестве методологии они могут выбрать биографическое интервью, дискурс-анализ, автобиографию или метод ментальных карт.