«Сегодня социальная миссия университета становится лейтмотивом»
Технология обучения служением предполагает участие студентов и преподавателей в решении социально значимых задач. Какую пользу она приносит участникам и обществу и как ее включить в образовательный процесс, эксперты обсуждали на пленарной сессии «Образование: личное благо или общественное? Обучение служением как хорда современного образования» XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции.
На пленарной сессии «Образование: личное благо или общественное? Обучение служением как хорда современного образования» был представлен доклад НИУ ВШЭ и Ассоциации волонтерских центров, посвященный внедрению модели обучения служением в образовательный процесс университетов. Такая задача была закреплена в перечне поручений президента России Владимира Путина по итогам заседания Государственного совета. В результате ее реализации участие в проектах с социальной значимостью должно стать нормой повседневного образовательного процесса — таким образом, предлагается интеграция принципа социального служения во все образовательные дисциплины. От университетов ожидается выстраивание партнерских отношений с НКО. Новая модель образовательного процесса в соответствии с принципами педагогики обучения служением должна быть запущена с сентября 2023 года. Как именно это должно произойти, обсудили эксперты.
«Согласно нашему исследованию, обучение служением в мире воспринимается как наиболее эффективный инструмент формирования гражданственности. Университеты с помощью этого инструмента реализуют социальную миссию, укрепляют взаимодействие с регионами. А для самого студента обучение служением — это возможность лично повлиять на жизнь в стране, внести свой вклад в ее развитие, что-то в ней полюбить. Именно через такую деятельную сопричастность стране, региону или городу и должна формироваться гражданственность и патриотизм, то есть искренняя любовь к своей стране», — заявил модератор сессии, проректор ВШЭ, руководитель Проектно-учебной лаборатории «Молодежная политика» ВШЭ Дмитрий Земцов.
Лабораторией «Молодежная политика» ВШЭ совместно с экспертами и студентами было проведено исследование лучших международных практик обучения служением. В результате работы исследователи пришли к выводу, что эффективнее не создавать самостоятельные обучающие модули, а интегрировать принцип служения во все образовательные дисциплины.
«Технология обучения служением предполагает участие студентов и преподавателей в решении социально значимых задач, дает рефлексивный опыт и включена в образовательную программу. Она помогает в том, чтобы, с одной стороны, сблизить реальную жизнь и учебную, а с другой — направлять энергию и творчество студентов на развитие территорий. Особенность технологии в том, что она не просто объясняет, как помогать людям, а способствует развитию профессиональных компетенций студента с фокусировкой на решении конкретных социальных задач, ведь именно с ними он идет жить дальше и становится востребованным профессионалом и гражданином», — пояснила заместитель председателя Совета Ассоциации волонтерских центров Алина Яшина.
Значение обучения служением в воспитательном плане сегодня недооценено, а потенциал огромный, подчеркнул председатель Комитета Госдумы по молодежной политике, руководитель платформы ДОБРО.РФ Артем Метелев. Между тем многие университеты еще не до конца понимают, какой компетентностный плюс может дать эта технология.
«Этот модуль мы разрабатываем вместе с ВШЭ. По нашему мнению, это должен быть не просто набор каких-то лекций, даже в первую очередь не набор каких-то лекций, эта модель, как конструктор, должна позволить студенту получить собственный опыт и практические навыки. Главное, он должен на практике за стенами своего университета применить себя как будущий профессионал, оказывая помощь людям или помогая в развитии территорий», — рассказал он.
Чтобы системно подойти к этому вопросу, он пригласил к совместной работе все вузовское сообщество, а также некоммерческий сектор. Необходим некий заказ на такую работу, подчеркнул депутат: чтобы многочисленные некоммерческие организации, органы власти и социальные органы сформулировали миссию, в рамках которой студентам будет предложено трудиться. В каждом регионе есть своя специфика, поэтому такой запрос могли бы сформулировать губернаторы с местными НКО. Такие предложения могут быть оцифрованы и размещены на платформе ДОБРО.РФ. Сегодня ею пользуются уже более 5 млн человек, 65 тыс. организаций размещают огромное количество различных проектов. Волонтерский центр университета может распределять запросы по факультетам, а проектная команда студентов может выбрать себе задачу, исходя из своей будущей профессии. Опыт и компетенции, которые они приобретают, будут фиксироваться и в дальнейшем могут стать выпускной квалификационной работой.
«Мы говорим о нескольких миллионах студентов, чьи руки и знания могут быть применены в полезной деятельности. А на каком-то этапе — мы это уже обсуждали с министром просвещения — должны подключиться и колледжи», — рассказал Артем Метелев.
Ректор КФУ им. В.И. Вернадского Андрей Фалалеев подчеркнул, что очень важно не разменять искренность выполнения такого служения. «В образовательный процесс должны быть включены проекты, возможно, часть проектов будет инициировать само студенчество, но если у университета есть перечень проектов, за которые университет ответственен в регионе, то у студентов будет формироваться понимание, что они отвечают за это направление развития. Когда студент сделает что-то для своего региона, он захочет за этим дальше присматривать, ухаживать и сохранять. И в этом процессе главное — не разменять искренность в выполнении такого служения, не девальвировать ценности имитацией деятельности и не допускать фальши ради достижения показателей», — пояснил он.
Проректор по молодежной политике РНИМУ им. Н.И. Пирогова Владислава Белякова отметила, что учебный блок университета готовит программы ДПО для представителей фондов и для формирования экспертного сообщества среди врачей, и таким образом студенты знакомятся с работой НКО. Получается среда, где университет позиционирует себя как пространство развития, в котором учебный процесс является только частью получения высшего образования.
Директор Центра социологических исследований 14/35 РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталья Пушкарева рассказала, что университет проводил опрос среди студентов о том, кому, на их взгляд, могут быть полезны их знания и умения. По результатам опроса на первое место вышли родители и друзья, а государство и общество оказались на последних позициях. «Для того чтобы со стороны студентов прозвучало предложение, запрос об участии в общественной жизни, нам необходимо очень много работать. Поэтому стратегия очень верная и очень нужная», — полагает эксперт.
По ее мнению, для студентов 3–4-го курсов, когда часть ребят уже начинают работать и иногда меняют направление своей профессиональной деятельности, лучше выстраивать модель служения как дополнительного профессионального образования — возможно, бесплатного, реализованного за счет партнеров, которые хотят привлекать студентов к работе. Соответствующий запрос со стороны студентов достаточно высок, отметила она.
Руководитель Проектно-учебной лаборатории управления репутацией в образовании НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Магдалена Гаете Сепулведа говорила о выгодах от такой программы для студентов и для университета. Так, студенты приобретают необходимые им для дальнейшей жизни soft skills, улучшают профессиональные и социальные компетенции, отвечающие на реальные потребности окружающей среды, а форма обучения становится более увлекательной и мотивирующей. Университеты же могут участвовать в стратегическом развитии регионов через реализацию социальной миссии, помогая местным социальным предприятиям и НКО в стратегическом развитии.
Директор Центра развития третьей миссии ЯрГУ им. П.Г. Демидова Елена Исаева полагает, что НКО не всегда готовы к участию в таких проектах. «Зачастую маленькая региональная НКО работает от проекта к проекту, и если мы запустим модуль на целый вуз и это же сделают все вузы региона, то некоммерческий сектор может оказаться к этому реально не готов», — пояснила она. Еще одна, более сложная проблема заключается в вовлечении и обучении преподавателей — далеко не все из них реально знакомы с некоммерческим сектором.
Советник проректора НИУ ВШЭ Любовь Кириенко рассказала собравшимся о масштабном проекте студенческих экспедиций, реализуемом в Вышке с 2017 года, — «Открываем Россию заново», который в прошлом году вышел на федеральный уровень в партнерстве с АНО «Россия — страна возможностей». Проект вызывает огромный интерес у студентов, которые благодаря экспедициям вносят вклад в стратегическое развитие регионов и городов. В этом году заявителями экспедиции, помимо университетов, стали НКО, фонды и другие организации, имеющие социальную направленность.
Нужно в первую очередь думать о создании условий, в которых инициативы могли бы проявляться без внешнего давления, считает директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. Для этого должны появиться новые пространства, где они могут быть продуктивно использованы. Кроме того, он отметил, что необходимо подумать о разработке системы методической поддержки университетов и разработке специальной программы, в рамках которой организаторы смогут понять, как этот модуль внедрять в образовательный процесс.
«Чтобы это все реально заработало, нам нужно показать результаты. Это непростая задача, потому что мало кто умеет исследовать эффект социальных инициатив, измерять пользу для студентов, университетов, регионов и так далее. Результаты таких исследований могут стать дополнительной мотивацией для привлечения студентов», — пояснил он.