• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конструируя Советское?

17 апреля 2015 г. члены научно-учебной группы "Прикладная и гуманитарная  геоинформатика ": Зимина Мария, Коробейников Александр,  Кучинский  Александр выступили на конференции "Конструируя Советское?" с докладом "Динамика изменения визуального образа населения Центральной Азии в контексте перехода от Российской империи к СССР, 1871-1940".

 

Целью исследования стал анализ динамики образа и механизмов трансформации идентичностей через использование визуального дискурса посредствам использования фотографического наследия Центральной Азии.  

Первым пунктом доклада стал концептуальный вопрос: как свойства фотографии могут быть применены в целях изучения империи? Во-первых, фотография служит для освоения незнакомого пространства: территория считается исследованной, если она фотографически зафиксирована. Во-вторых, фотосъёмка позволяет осваивать не только территорию, но и время, так как является остановленным моментом, навсегда оставшимся в истории. Фотографирование, таким образом, является одним из главных инструментов для конструирования исторической памяти. Для конца XIX- начала XX вв. важным направлением применения фотографии была съёмка атипичных и девиантных  групп, использовавшаяся в социологии, антропологии и других науках. Из вышесказанного следует вывод об одной из целей  фотофиксации : получения доступа к владению конкретной территорией и конкретным временным отрезком не только для современников съёмки, но и, что немаловажно, для потомков. По теории Роба  Шилдса , большинство людей представляют себе места, в которых не были лично, только с помощью фотографии. В масштабах империи эта теория способствует развитию пространственного воображения и представления о новых территориях, вот почему именно фотографии становятся таким важным государственным проектом. 

В докладе были рассмотрены разные пространственные, контекстуальные и временные кейсы. Рассматриваемый период охватывает внушительный временной промежуток, ввиду чего докладчики условно разделили натри части - имперский, автономный и советский. Связанно это с разницей в фоторепрезентации  среднеазиатского региона. На примере фотографий этнографических экспедиций, снимков из коллекции МАЭ РАН созданных в ходе Среднеазиатской этнологической экспедиции АН СССР в 1931 году и альбома "20 лет Казахстана", выпущенного в 1940 году, был проведен дискурсивный анализ визуальных источников. 

Имперский период характеризуется формированием представления о культуре, внешнем облике и других признаках инородцев, кроме того, по средствам фотографии осваивалось незнакомое пространство. В "переходный" период прослеживается сравнительная перспектива между  Алаш  и  Кокандской  автономиями: в отличие от  Кокандской  автономии, в  Алаш  фотографии лидеров движения репрезентировали имидж потенциальной киргизской (казахской) нации, видна гендерная асимметрия, также снимки, циркулировавшие в пределах автономии, создавали некий образ нового независимого государства. Совершенно иная ситуация наблюдается в советский период: в альбоме "20 лет Казахстана" прослеживаются существовавшие веяния в фотоискусстве, которые изменялись в течении 1920-1930 гг. - на первое место в фотографии вышел жанр соцреализма. Фотографии советских руководителей, снимки с масштабных строек и промышленных предприятий – все это снимали фотографы в раннее советское время. Таким образом, фотография служила пропаганде советского дискурса и постоянно находилась в тесной связи с окружающей социальной обстановкой. Альбом важен для того, чтобы показать достижения СССР в регионе. Он содержит фотографии заводов, колхозов, школ, больниц и т.д. Показана кооперация русских и казахов в деле построения социализма, а так же исчезают гендерная асимметрия (женщины работают наравне с мужчинами). Однако интересным представляется тот факт, что помимо всего этого, на фотографиях представлены элементы традиционного облачения (например тюбетейки вкупе с западной одеждой). Особо важным является раздел про культуру. Музыканты и актеры театра полностью одеты в традиционные наряды (на фото), а так же фото здания казахского театра является единственной цветной фотографией во всем альбоме (цвет очень важен в передаче колорита востока). В целом, несмотря на цель альбома показать, насколько полезной и прогрессивной является советская власть в регион и как положительно она сказалась на развитии Казахстана, а так же критику имперской политики на акцентировании различий между народами и использования термина инородцы, на фотографиях заметно отличие казахов от русских. 

Другими словами, происходит смешение двух идентичностей (национальной казахской и наднациональной советской), что видно на примере представленных фотографий. 

В итоге, через фотографию можно определить способы репрезентации национальной и наднациональной идентичности и эволюцию образа жителя Центральной Азии за довольно короткий период с конца 1880-х гг. до 1940 г. Имперская фотография репрезентирует «необычность», особенность местного населения, а в советской наблюдается биполярный взгляд на регион. Фотография – новый инструмент колонизации и доминирования в XIX в., использовавшийся для производства знания о новых территориях в составе империй. В контексте национальных автономий отражено изменение мышления в категориях единой нации в противовес религии, что отражается на фотографиях; несмотря на преобладание западнических идей, остается традиционалистский подход: гендерная асимметрия, женщины – хранительницы национальной культуры, мужчины – сторонники западного пути развития. В советское время существует два образа региона: в первом религия полностью исчезает из фотографии, но при этом присутствует сохранение национальных элементов, отраженных на снимках. Во втором образе, важном для советской этнологии, сохраняются элементы национального и религиозного. В рамках контекста СССР прослеживается симбиоз национального и советского. 

Отчет подготовил Коробейников Александр

 Документ 5 (DOCX, 18 Кб)