Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
194100 Санкт-Петербург,
ул. Кантемировская, д.3, к.1, лит. А, ком. 213, 218, 223
Департамент менеджмента сформировался в 2014 году на базе факультета менеджмента и является частью Школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, «мегафакультета», объединившего в себе экономистов и менеджеров. Отличительной особенностью департамента является органичное сочетание теоретической науки, прикладной науки и тесного взаимодействия с реальным сектором экономики.
Вып. 22. Государственный институт искусствознания, 2024.
Uskova Anna, Iangiboeva Nilufar, Shirokova G. et al.
Equality, Diversity and Inclusion. 2024. P. 1-21.
В кн.: Культурологические записки. Выпуск 22: Культура. Человек. Общество. Сборник статей. Вып. 22. Государственный институт искусствознания, 2024. С. 72-84.
Dagaev D., Paklina S., Reade J. et al.
Department of Economics Discussion Paper. . University of Reading, 2021. No. 2021-14.
– Инициатива Министерства труда – это серьезное намерение или проверка общественного мнения?
– Предлагаемый правительством вариант выглядит вполне цивилизованно, по-европейски, для случая, когда возраст ухода на пенсию одинаков что у мужчин, что у женщин. В нашем варианте получается, что мы стимулируем поздний выход на пенсию женщин, учитывая и большую среднюю продолжительность жизни женщин, и постепенное выравнивание доходов. Это, конечно, помогает решать проблему дефицита пенсионного фонда, но такой способ выглядит крайне неуклюже даже с этической стороны.
– Почему наблюдается некоторое затишье в обсуждении пенсионной реформы?
– По причине других более значимых вызовов, которые стоят перед правительством. Меняется контекст обсуждения. Сегодня проведение реформы обсуждается в неразрывной связи с антикризисными мерами правительства. Государство подтверждает свои социальные обязательства, а значит, и в области пенсионного обеспечения. Эти статьи являются защищенными. Правда, представители экономического блока видят необходимость ненаращивания социальных расходов, что представляется в нынешней ситуации вполне разумным предложением.
– Вопрос увеличения возраста выхода на пенсию решен?
– Правительству придется решать этот вопрос. Тянуть уже нельзя.
Количество работоспособного населения снижается, а число пенсионеров растет. Как решать эту дилемму? Либо повышать отчисления в пенсионный фонд, что несправедливо к ныне работающим, либо уменьшать количество пенсионеров через увеличение пенсионного возраста – что несправедливо также. О последнем случае можно рассуждать, если молодой человек только вступает в начало трудовой деятельности, и для него объявить «новые правила игры». Как быть с уже работающими гражданами?
– И что тогда делать?
– Наиболее безболезненным видится решение этой проблемы через стимулирование продолжения трудовой активности за пределами существующего пенсионного возраста. Скорее всего, правительство пойдет именно по этому пути.
– Государство забирает в бюджет накопительную часть пенсионных отчислений в 2015 году?
– Справедливости ради отмечу, что накопления там в виде дохода были скорее номинальными, чем реальными. Граждане от этого маневра точно ничего не потеряли. Потерял рынок портфельных инвестиций.
– Так, может, ликвидировать Пенсионный фонд и платить пенсии напрямую из бюджета?
– Переводить всю пенсионную систему в бюджет по крайней мере не разумно, ведь в бюджете деньги обезличиваются.
Вадим ШУВАЛОВ /812'ONLINE/