• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нет универсальных “инструментов”, все, что вы узнали, нужно обязательно тестировать/ Мы хотим взрастить «технологических предпринимателей»

Представитель Особой Экономической Зоны «Алабуга» (Республика Татарстан) Анна Косурина о практике в ОЭЗ, студентах Вышки и перспективах работы в ОЭЗ.

В этом году двое студентов магистерской программы «Бизнес и политика в современной Азии» проходили практику в ОЭЗ «Алабуга» (https://spb.hse.ru/ma/econasia/news/589488470.html). Студенты прошли отбор и собеседование и смогли прилететь в Республику Татарстан, чтобы стажироваться в ОЭЗ. Анна Косурина будучи младшим руководителем HR-управления управляющей компании ОЭЗ «Алабуга» проводила отбор студентов и помогала им в процессе прохождения практики. Кроме того, Анна отвечает в ОЭЗ за сотрудничество с вузами, поэтому она поделилась с нами дальнейшими планами ОЭЗ по расширению взаимодействия с Вышкой.

 

Анна, в чем, по-Вашему, основные преимущества Особой Экономической Зоны?

 

«Алабуга» является лучшей особой экономической зоной в России и самой эффективной в Европе. Сейчас Алабуга стала центром импортозамещения, где расположилось более 30 ведущих международных заводов. Локализация производства в Алабуге позволяет пользоваться определенными преференциями – налоговыми льготами, свободной таможенной зоной и кадровым потенциалом. И добавить уже свой текст можно.

 

Почему ОЭЗ «Алабуга» решила вести образовательную деятельность, а также привлекать студентов к практике?

В настоящее время в стране не хватает квалифицированных специалистов, которые могут работать на ведущих промышленных производствах. Это реальная проблема, которая напрямую связана с национальной безопасностью России. Не будет кадров – не будет новых проектов. У нас два собственных образовательных проекта. Первый - «Алабуга Политех», где готовят специалистов со средне-специальным образованием. Некоторое время назад наши резиденты озвучили такую «боль»: не хватает квалифицированных кадров именно в индустрии 4.0 — это Промышленная робототехника», «Промышленная автоматика», «Электромонтаж»; «Лабораторный химический анализ»; «Информационные системы и программирование (BIM проектирование, а также программирование в Python) «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники)».

В соответствии с прорывным планом развития Алабуги, задача Политеха – стать самым крупным в стране центром по подготовке рабочих кадров мощностью 10 тысяч студентов ежегодно. Важно, что здесь ребят учат не просто «работать руками», но и развивают у них предпринимательские навыки. Зачастую даже в управляющей компании сложно найти тех, у кого будут гореть глаза, кто в 18 или 19 лет уже будет готов изучать, что происходит на рынке, сможет анализировать и предлагать идеи. И таким образом, этот проект решает сразу 2 задачи: помощь резидентам и привлечение будущих специалистов к себе. Ребята уже с первого курса являются нашими стажерами и приходят к нам 2 раза в неделю, а со второго курса становятся полноценными сотрудниками. И тем самым они не только применяют на практике знания, полученные в «Алабуга Политех», но и знакомятся с проектной деятельностью, на которой основана работа нашей компании. К 4 курсу ребята должны стать руководителями проектов или направлений.

Второй проект – лидерская программа развития. Здесь мы не столько обучаем, сколько даем возможности применить свои знания на практике. К сожалению, не все работодатели доверяют молодым специалистам, которые недавно окончили учебные заведения. Им не поручают амбициозных задач, им не дают высказывать свои идеи. А мы, наоборот, идём навстречу молодым специалистам, особенно когда у них есть желание действовать. И бывает так, что есть желание, но не хватает опыта. В таком случае мы готовы выслушать, сориентировать ребят, направить их энергию в нужное русло. Стоит отметит, что с нашими 18-19 летними учащимися интересно общаться: они разносторонние, они читают книги, умеют анализировать цифры, интересуются экономикой, даже если их специальность с ней не связана. Если сравнивать их с выпускниками других учебных заведений, то разница заметна: наши учащиеся уже четко понимают, чего хотят, знают, как этого достичь и умеют планировать.

Приведу пример: на территории ОЭЗ компания UMATEX (предприятие Госкорпорации «Росатом») ввело в эксплуатацию завод по производству ПАН-прекурсора (сырье для получения углеродного волокна). Это стратегически важный проект для всей страны, и в нем участвовали лидеры, которые прошли программу в 2020-2021 году. То есть ребята в 22-23 года уже имеют опыт работы в стратегически важном для страны проекте. За их плечами - колоссальный опыт, и они могут смело говорить, что оставили наследие. Наши проекты дают возможность почувствовать причастность к чему-то большему. Например, студенты Алабуга Политех занимались монтажом и пуско-наладкой оборудования на ЛОСах при строительстве завода ПАН-прекурсор.

Для чего нам это нужно? Мы хотим взрастить «технологических предпринимателей», которые уже в юном возрасте будут готовы придумывать что-то новое и реализовывать проекты.


В этом году двое студентов программы «Бизнес и политика в современной Азии» проходили у Вас практику. Как Вы считаете, насколько успешной она была?

 

Я думаю, все прошло успешно, и мы и студенты остались довольны. Вероника Чечетко и Булат Гилязеев внесли большой вклад в проекты, над которыми работали их отделы. Например, в этом году мы поставили задачу привлечь на учебу 150 иностранцев из различных стран, и Вероника работала с посольствами этих стран: отвечала на вопросы, рассказывала о проекте, приглашала и организовывала встречи. Это большая ответственность и без этого проект было бы не реализовать.

Работа в ОЭЗинтересная и очень ответственная, здесь необходимо быстро принимать решения. Зачастую ставятся задачи, которые нужно оперативно выполнить. Вероника и Булат к нам только пришли, еще не успели со всем разобраться, а уже нужно показывать результат. Но здесь на выручку приходят коллеги, которые всё расскажут и покажут, объяснят. Мы нацелены на результат, но при этом всегда стараемся помочь человеку постепенно влиться в рабочий процесс.

Чтобы попасть к нам на практику или стажировку, нужно пройти отбор. Он состоит из нескольких этапов: бизнес-симуляция, потом рассмотрение резюме и собеседование. По итогам собеседования руководитель отдела решает: пригласить кандидата на неоплачиваемую практику или оплачиваемую стажировку, на которую, кстати, прошла Вероника Чечетко. После этой стажировки мы предложили ей работу и надеемся, что она вернется к нам уже как полноценный сотрудник.

 

Планируете ли Вы дальше продолжить сотрудничество с Вышкой и принимать студентов в следующем учебном году?

 

Да, планируем. Мы уже готовим аналитику, разослали небольшой опрос в подразделения, чтобы выяснить потребность в практикантах, период стажировок и так далее.

 

Как Вы считаете, почему практика – это важная часть образовательного процесса?

 

Когда есть теория, но ее не проверяют на практике, как можно узнать, работает она или нет? Нет универсальных инструментов, и все, что вы узнали, нужно обязательно тестировать, только так вы поймете, работает ли это или нет. Это касается и обучения в университете. Безусловно, есть определенная база, которую необходимо знать и понимать, но как она будет работать в конкретных условиях? Это можно узнать, только проверив на практике. Даже то, что работает в том или ином регионе, может не сработать для всей страны.

 

Анна, как Вы считаете, что в первую очередь необходимо студенту знать или уметь, перед тем как отправиться к вам на практику?

 

Я бы сказала, что это скорее soft skills. Это касается не только нашей компании, а вообще любой. Для начала нужно узнать все о месте, где вы будете проходить практику или стажировку, изучить все возможные источники: сайты, новости и так далее. Возможно, даже стоит пообщаться с кем-то, кто там работает. Таким образом, у вас в голове уже сложится определенная картинка. И вы придете уже подготовленным и не будете говорить: «окей, я ничего не знаю, объясните мне, чем вы тут занимаетесь».
Что еще важно – нужно понимать, зачем вы идете на стажировку или практику, для чего. У вас должна быть конкретная цель. Узнать о компании – это не цель. Проработать какие-то навыки – классно, хорошо. Стать полноценным сотрудником – вообще отлично. Конечно, часто ребята, которые приходят на практику или стажировку, еще не уверены, будут ли впоследствии устраиваться на работу. Тогда можно держать фокус на приобретении или закреплении определенных навыков. И это нужно очень четко понимать, чтобы не потратить впустую время и получить результат. Практика ведь не просто формальность. Она дана, чтобы научиться чему-то новому или применить уже полученные знания. Поэтому нужно помнить о своих целях и бережно относиться ко времени.