Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Программа построена так, чтобы студент познакомился с разными подходами к проведению междисциплинарных исследований»

В новом учебном году свои двери для абитуриентов впервые откроет магистерская программа «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений». На ней студенты научатся выстраивать деловые отношения со странами Азии и Африки, опираясь на методы кросс-культурного и междисциплинарного анализа. Будущие специалисты смогут работать в компаниях, сфокусированных на работе с африканскими и азиатскими партнерами. Академический руководитель программы Алена Валерьевна Коробочкина рассказала редакции портала об особенностях программы, изучаемых дисциплинах и треках обучения.

«Программа построена так, чтобы студент познакомился с разными подходами к проведению междисциплинарных исследований»

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

— Алена Валерьевна, расскажите, пожалуйста, почему сейчас важно готовить специалистов по международным отношениям с Азией и Африкой?

— Сейчас вектор внимания не только России, но и мира в целом смещается на Восток — и на Африку в том числе. Вызвано это как политическими, так и экономическими причинами — страны Азии стали распределительным центром благ, товаров и услуг. Влияют и демографические факторы: в 2021 году население Африки увеличилось более чем на 34 миллиона человек, стран Азии — примерно на 50 миллионов человек. Именно афро-азиатский регион отвечает за рост населения на нашей планете, а ведь это молодая рабочая сила, которая в скором времени будет обеспечивать рост научного, экономического и промышленного потенциала других стран.

Чтобы понимать, как работать в новых реалиях и выстраивать политическое и культурное взаимодействие, выгодное обеим сторонам, необходимо готовить междисциплинарных специалистов. При этом нужны именно востоковеды-международники, способные с учетом исторических, культурных и прочих особенностей регионов дать точную аналитическую характеристику обстановки в странах и разработать план сотрудничества.

— Как новая программа встраивается в институт Востока и общее востоковедное образование в Питерской Вышке?

— Наша программа продолжает бакалавриат института востоковедения и африканистики: расширяет тот базис, который освоили студенты во время учебы на бакалаврской программе, и дает возможность более глубоко и многосторонне изучить регион.

Кроме того, наша магистерская программа является своего рода подготовкой к новой ступени — аспирантуре. Студенты, окончившие нашу магистратуру, будут полностью готовы к продолжению академической карьеры.

— Выпускников каких направлений вы ждете на программе? Может ли студентом программы стать абитуриент с другим образовательным бэкграундом?

— В первую очередь мы, конечно, ждем выпускников востоковедческих программ. Для успешного прохождения программы студенты должны на хорошем уровне знать как минимум один восточный язык, понимать особенности политической, экономической и культурной жизни страны и региона.

Конечно же, нам подойдут и выпускники смежных специальностей — регионоведы и международники, которые специализируются на Азии либо Африке. Но знание как минимум одного восточного языка в достаточной мере остается обязательным условием.

Хотя программа — русскоязычная, некоторые предметы, в том числе теоретические, будут преподаваться на английском языке. Идеально, если уровень абитуриента будет не ниже В2. С B1 учиться тоже можно, но, как правило, его не хватает для написания научных работ.

— Какие языки будут изучать студенты на программе?

— На программе студенты могут продолжить изучать свой основной восточный язык либо погрузиться с нуля в изучение нового. Пока выбор таков: арабский, китайский, корейский, хинди и японский. Возможно, по желанию студентов появятся и другие — например, вьетнамский.

— Расскажите, пожалуйста, об особенностях программы.

— Во-первых, как уже следует из названия программы, во время учебы студенты занимаются не только сугубо региональными исследованиями — азиатскими или африканскими — но и межрегиональными и межкультурными. Можно изучать китайскую, японскую или индийскую экономическую активность в Африке, миграцию азиатов в Африку или наоборот — африканцев в Азию. Такой подход важен, потому что африканский и азиатский регионы постоянно оказывают влияние друг на друга.

Во-вторых, студенты учатся использовать междисциплинарный подход и исследовать международные отношения в связке с другими науками — историей, экономикой, психологией, социологией, культурологией, политологией, антропологией, иногда философией и даже юриспруденцией.

В-третьих, наша программа отличается многообразием исследований. Мы не концентрируемся на каком-то одном регионе — Китае, Корее или Ближнем Востоке. Мы стараемся охватить весь азиатско-африканский ареал, в который в том числе входят страны Южной и Юго-Западной Азии, Ближнего Востока, Центральной Азии и севера Африки.

В-четвертых, у нас можно выучить еще один восточный язык с нуля. Далеко не все магистерские программы дают возможность студентам развиваться в языковом плане и дальше.

— Какие есть треки на программе?

— На программе два трека — исследовательский и более практико-ориентированный общий. Исследовательский трек — «Человек, социум, государство афро-азиатского ареала как объект кросс-культурных исследований». Он подойдет для тех, кто хочет развить свой научный потенциал и подготовиться к написанию кандидатской диссертации или получению степени PhD. Студенты, которые выберут это направление, должны будут написать одну-две исследовательские статьи и опубликовать их в научных журналах. Это поможет им подготовиться к поступлению в аспирантуру.

Вторая траектория — «Кросс-культурные аспекты политических, социально-экономических и идеологических трансформаций в афро-азиатском ареале». Она ориентирована на тех, кто планирует работать дипломатом или в крупных госструктурах, у которых есть деловые отношения со странами Азии и Африки, — например, МИД, Министерство экономического развития или крупные НКО. Выпускники также смогут работать в бизнесе, сфокусированном на работе с азиатскими и африканскими партнерами. Как и на исследовательском треке, студенты этого направления приобретут компетенции, необходимые для проведения исследований и написания аналитических работ, что поможет им в дальнейшем развиваться и в науке.

Кроме этого, в учебный план обоих треков входит проектная работа. Она может быть разной: более прикладной или научной. Научная проектная деятельность подразумевает написание статьи, участие в научных сообществах, подготовку конференций. Мы ни в коей мере не ограничиваем студентов и хотим, чтобы они развивались в разных направлениях.

— Что будут изучать студенты во время учебы на программе?

— Наша учебная программа построена так, чтобы студент познакомился с разными подходами к проведению междисциплинарных и кросс-культурных исследований. В этом ему помогут шесть обязательных для всех студентов предметов. Они будут как методологические, так и практико-ориентированные. Во-первых, это лингво-культурологические семинары, на которых студенты изучают язык в контексте особенностей культуры региона, повседневности, религии и политики. Во-вторых, учебный план предполагает знакомство магистранта с теорией и практикой переговорного процесса со странами Азии и Африки, особенностями работы дипломатического протокола, теорией современных международных отношений и политическими и культурными процессами в Азии и Африке.

— Расскажите, пожалуйста, кто преподает на программе?

— На программе преподают преимущественно молодые специалисты со средним возрастом 39 лет. Все преподаватели, кроме некоторых преподавателей — носителей языка, либо кандидаты наук, либо обладатели степеней PhD. Кроме этого, некоторые предметы будут вести преподаватели московского кампуса и других вузов страны, а также специалисты-практики. Это поможет создать единое востоковедное пространство и познакомить студентов с разными исследовательскими подходами и научными точками зрения.

— Будет ли возможность у студентов пройти стажировку во время учебы или поучиться по обмену?

— Студенты будут проходить стажировку в компаниях, где они смогут применить на практике навыки, полученные во время учебы. В основном — в государственных структурах, которым требуется профессиональная аналитика международников-востоковедов. Например, в Правительстве Санкт-Петербурга, комитетах МИДа, Россотрудничестве. Это могут быть и НКО — например, Фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова.

Студенческая мобильность на программе тоже есть. Это важная часть учебы, потому что во время стажировки практикуется  не только язык, но также происходит личное знакомство с особенностями культуры региона и создаются новые межкультурные связи, которые пригодятся для работы в будущем. Студенты смогут поехать, например, в Южную Корею, Египет, ОАЭ и другие страны, с которыми у университета есть соглашения о партнерстве.

— Какие знания и навыки приобретут студенты во время учебы на программе? 

— Студенты получат навыки, которые помогут им стать конкурентоспособными на рынке труда. Прежде всего — это знание особенностей региона и, в частности, культуры. Это поможет и в ведении бизнеса, потому что в каждой стране есть свой этикет, который необходимо понимать, чтобы развивать деловые отношения. Кроме этого, у студентов будет большая теоретическая база, которая поможет им выстраивать международные отношения с регионами Африки и Азии — практика ведения переговоров, знание особенностей политики и экономики, истории регионов. Последнее особенно важно, потому что исторические проблемы — это всегда очень чувствительная тема и специалисты-международники должны учитывать данный факт.

— Как на ваш взгляд — получится ли у студентов совмещать учебу на программе и работу?

— Это будет тяжело, особенно на исследовательском треке, но возможно. Если работа связана с вашей исследовательской деятельностью — это будет даже плюсом, потому что оттуда вы сможете черпать материал для научных работ. Расписание будет строиться таким образом, чтобы студенты могли работать: большая часть занятий будет проходить в вечернее время. Планируется, что часть пар будет проходить дистанционно, что поможет сэкономить время на дорогу и посвятить его работе. Однако языковые занятия предусмотрены только офлайн. Мы считаем, что изучение языка должно проходить при личной встрече преподавателя и студента.

— Что вы посоветуете абитуриентам программы?

— Я бы посоветовала абитуриентам не останавливаться на достигнутом. Если они хотят понять все многообразие и сложность нашего мира, эта программа для них. Ведь одно дело, когда вы изучаете регион обособленно,  и совсем другое — когда с точки зрения влияния разных культур друг на друга. Но, с другой стороны, мир — это не только глобализация, но и национальные особенности разных культур. По этой причине мы ждем целеустремленных, мотивированных абитуриентов, которым интересно посмотреть на регионы Африки и Азии с разных позиций.

Мы ждем ребят, которые хотят провести два года в красивом городе на Неве, полном исторических достопримечательностей, в том числе связанных с культурой Азии и Африки. Так что для студентов это будет хорошим шансом погрузиться в эту культуру, поработать в библиотеках и с разными академическими институтами. Верьте в себя, развивайтесь, мечтайте о лучшем — и все получится!