Как устроен первый год: чего ждать первокурсникам-2020 и советы от первокурсников-2019
Что ожидает первокурсников в наступающем учебном году, как связаны дисциплины между собой, и что советуют первокурсники-2019, испытавшие все это на себе
Список дисциплин, которые преподают на программе (его, кстати, можно посмотреть здесь с распределением по тематикам), -- это, конечно, важный критерий при выборе программы. Можно понять, чему уделяется больше времени, что обязательно для всех, а где можно подстроить программу под себя. Но в названия дисциплин невозможно вместить всё, а связи между ними так точно не увидеть. Поэтому мы хотим в этом посте рассказать первокурсникам-2020 про ключевые особенности путешествия, которое ожидает их в наступающем учебном году.
Первый год программы посвящен приобретению главного навыка создания и улучшения приложений, сервисов, продуктов, систем: осознавать, что наши и клиентские идеи, касающиеся будущей системы -- это набор предположений, или гипотез. Мы научимся выделять и проверять гипотезы, касающиеся поведения пользователей, бизнеса, архитектуры и дизайна: “новый интерфейс приведет к повышению конверсии”, “эта возможность сократит отток клиентов”, “такая реализация будет эффективнее масштабироваться” и т.д.
Но пространство возможных действий, решений, результатов, т.е. пространство гипотез -- огромно: в любой более-менее сложной системе их количество велико и растет экспоненциально с числом элементов за счет сложных взаимосвязей, и проверить их все невозможно, или, во всяком случае, дорого и трудоемко.
К счастью, в течение первого года мы узнаем, как это делать проактивно и эффективно в отношении большинства аспектов создания систем.
Мы познакомимся с подходом Design Science Research и научимся применять научные знания (знания о поведении людей в курсе “Когнитивная психология и социальное поведение”, знание проверенных лучших практик -- на научно-исследовательском семинаре, курсах по “Человеко-ориентированному дизайну и прототипированию”, “Системному анализу и разработке сложных ИС”), что поможет нам избавиться от неправдоподобных идей, обосновывать свои предположения, и опираться на достаточно хорошие (“reasonably good”) практики в некритических частях.
В отличие от аналитико-ориентированных программ, важной частью нашего года будет создание прототипов , т.е. упрощенных систем: от скетча на бумаге до работающего облачного прототипа со сложной логикой. С их помощью мы сможем быстро и с минимальными затратами проверить различные идеи: об интерфейсе системы (“Человеко-ориентированный дизайн и прототипирование”), её функциях (“Системный анализ и разработка сложных ИС”), применимости и эффективности алгоритмов, основанных на данных (“Современные методы анализа данных”, “Современные методы принятия решений”). Параллельно мы научимся эффективно обсуждать со стейкхолдерами и описывать дизайн-идеи и архитектуру.
Мы обсудим эффективные дизайн-процессы -- то, как эффективно организовать процесс исследования гипотез при создании продукта (бизнес-гипотез и организационных аспектов командной работы в курсе “Управление ИТ-проектами”, человеко-ориентированного дизайна в одноименном курсе).
Наконец, мы научимся методам пользовательских исследований, разобравшись, как работать с системами гипотез, как правильно спланировать исследование в зависимости от того, что мы проверяем, используя как традиционные методы HCI (на научно-исследовательском семинаре, “Человеко-ориентированном дизайне и прототипировании”), так и современные методы анализа данных и машинного обучения в UX-аналитике (“Современные методы анализа данных”, “Современные методы принятия решений”, научно-исследовательский семинар).
Между собой дисциплины отличаются не только рассматриваемыми методами, но и фокусом на определенном типе анализируемых гипотез:
Гипотезы про потребности потребителей (User Research) | Человеко-ориентированный дизайн и прототипирование + Научно-исследовательский семинар |
Дизайн-гипотезы (проектирование и разработка): | |
| Человеко-ориентированный дизайн и прототипирование + Научно-исследовательский семинар |
| Системный анализ и разработка сложных информационных систем + Человеко-ориентированный дизайн и прототипирование |
| Человеко-ориентированный дизайн и прототипирование + Человеко-машинный интерфейс (2 курс) |
Бизнес-гипотезы | Управление ИТ-проектами |
Конечно, в процессе мы познакомимся и со многими важными рабочими инструментами -- методами машинного обучения, инструментами прототипирования интерфейсов, полезными облачными сервисами, средствами документирования систем и API, полезными пакетами Python, базами данных и инструментами генерации сайтов.
Вместе с тем, нужно всегда помнить, что это только инструменты для того, чтобы разобраться, как эффективно создавать и улучшать системы. Понятно, что только слушая курсы, делать это нельзя, поэтому в дополнение к практическим задачам и кейсам вторая половина курса будет посвящена проектной работе, где мы научимся применять эти навыки на новых задачах.
Как видите, научиться придется многому. Поэтому в заключении несколько советов про первый курс. Один от нас, а остальные от тех, кто первый курс уже протестировал.
И советы студентов:Наш совет: не забывайте, что вы -- не пассивный участник процесса, на которого “выливаются” знания. Наша главная задача -- научить вас видеть "большую картину" разработки систем для людей и связи между ее элементами. Какие-то будут даваться вам лучше, какие-то хуже. Не стоит забывать, что важно понимать все аспекты, но глубину погружения в каждый из них можно выбирать, предлагая свои кейсы и идеи, задавая вопросы и работая с ресурсами, обращаясь за обратной связью к одногруппникам и преподавателям.
Не пытаться сделать так, чтобы "просто было" (чтобы просто получить результат в итоге), здесь важно то, сколько усилий ты приложил, насколько пытался разобраться и насколько заинтересован.
Общаться и обращаться к преподавателям, ребятам в группе, если нужен совет или есть вопрос или проблема. Здесь не нужно, чтобы студент просто был непроблемным, а нужно, чтобы он разобрался во многих полезных вещах.
Заранее выбирать и начинать курсовую, не брать полноценную работу на 40 часов в неделю.
Учиться и работать одновременно сложно. Нужно понимать, что так магистратура скорее даст просто ознакомление со сферой, а углубляться нужно будет самостоятельно. Если хочется больше пользы от обучения, нужно придумать, как уменьшить объем работы.
Выучить основы питона, разобраться в базах данных (комментарий -- тогда будет меньше нагрузки в начале года).
Учить английский (комментарий -- большинство источников и дополнительных материалов на английском)
Важность некоторых знаний может дойти до тебя только спустя год, все зависит от того, как изменятся твои личные и рабочие задачи.