Чему учат на магистерской "Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер"?
В этом году Вышка во второй раз набирает магистрантов на новую программу в области человеко-компьютерного взаимодействия и информационных систем. Что же ждет магистрантов во время учебы и на рынке труда?
На кого учат?
Технологии непрерывно развиваются: каждый день все мы пользуемся приложениями и сервисами на разных устройствах. При этом конкуренция между сервисами только ужесточается. Пользователь быстро понимает, если его что-то не устраивает в сервисе, и сразу убегает к конкурентам (если с ними проще решать свои задачи).
Для того, чтобы пользователям было комфортно пользоваться продуктом, всё более важными членами продуктовой команды становятся UX-эксперты: проектировщики и аналитики пользовательского опыта (UX-дизайнер, UX-аналитик), продуктовые аналитики.
UX-эксперт нужен команде на любом этапе разработки
- Он выявляет неразрешенные проблемы потенциальных пользователей и помогает команде превратить решение проблемы в удобный сервис.
- Он следит за тем, чтобы разработчики гнались не за голой функциональностью сервиса, а за реальными потребностями пользователей.
- Он проверяет идеи дизайна и функций до момента их реализации и этим экономит команде много денег.
- В конце концов, он находит причины того, почему пользователям плохо и неудобно, и устраняет эти недостатки.
При этом требования рынка к таким специалистам повышаются, сейчас для эффективной работы нужно понимать не только основные принципы проектирования систем и пользовательского опыта, но и владеть методами Data Science, понимать как устроена архитектура современных информационных систем и их экономика, глубоко понимать как устроена мотивация и принятие решений пользователем, уметь это воплощать в ML-моделях, проектных решениях, прототипах и коде.
Что должен уметь UX-эксперт?
- Принимать решения о развитии UX сервиса. Искать проблемы и решения для потенциальных пользователей и расставлять приоритеты для конкурирующих идей. С помощью методов аналитики дизайнер помогает преодолеть эту неопределенность и сфокусировать силы команды на создании продукта
- Собирать и анализировать информацию и обратную связь от пользователей. Чем больше разработчики знают о том, как думает пользователь, тем дешевле обойдется улучшение сервиса в дальнейшем.
- Оценивать UX и устранять проблемы юзабилити. Основной причина оттока пользователей является неудобное взаимодействие с сервисом, поэтому устранение источников неудобства поможет компании сохранить аудиторию и сделать успешный продукт
- Применять как традиционные методы исследований пользователей: интервью и наблюдение, так и методы продвинутой предиктивной аналитики, Data Science.
- Делать прототипы и рисовать скетчи дизайна. Хотя UX-эксперт далеко не всегда является проектировщиком пользовательского интерфейса, знание Figma / Sketch и других инструментов и способов прототипирования поможет визуализировать концепцию за несколько минут, что даст возможность протестировать идеи с пользователями на ранних этапах коммуницировать команде пользовательские ожидания
- Уметь организовывать UX-процесс. Аналитик работает не только над отдельным проектом, но и над непрерывным развитием и улучшением продукта в целом.
Чему учат?
Наши курсы Архитектура информационных систем и Человеко-ориентированный дизайн и прототипированиедадут вам необходимые навыки в сфере проектирования систем и расширят портфолио за счет большого объема проектной работы, результаты которой можно будет показать будущему работодателю. Курсы Современные методы принятия решений, Управление IT-проектами научат выбирать оптимальную стратегию разработки, а на курсах Современные методы анализа данных и семинаре Анализ и моделирование пользовательского поведения вы научитесь актуальным методам, которые помогут вам найти ответы на вопросы, возникающие в ходе разработки.
В целом, Data/CS-блок программы включает не только общую подготовку в области Data Science, но и работу с моделями анализа пользовательского поведения, специфичными для UX-аналитики, методы учета вероятностных оценок и экспертного анализа, формирование представления о системной архитектуре и роли облачных сервисов в ней.
В рамках UX-блока, магистранты разберутся с тем, как когнитивные особенности и социальные интеракции людей помогают в создании эффективных информационных систем и как эти знания использовать на практике. Этот блок предполагает не список трюков, а полноценный курс по когнитивной психологии и социальному поведению и практикум по применению изученного в проектировании.
Кроме того, программа интегрирует проектную деятельность на протяжении всей учёбы, чтобы полученные знания не остались чисто теоретическими и были воплощены на практике.
Уже на первом году помимо концептуальных основ и опыта разработки студенты познакомятся с прикладными областями, в которых особенно важны UX-экспертиза: Artificial Intelligence (AI), сервисы Decision Support (предиктивной аналитики, разработки дэшбордов, интерпретации моделей машинного обучения), eHealth, Educational Technologies (EdTech), и другими, а научно-исследовательский семинар позволит отыскать свою, самую интересную область приложений HCI.
Таким образом, напряжённая двухлетняя работа поможет студентам не только приобрести фундаментальные знания и полезные практические навыки, но и выстроить личную траекторию успеха.
Кого ждёт программа?
Как студентов с техническим бэкграундом, так и выпускников психологических, социальных и управленческих направлений, которые интересно погрузиться в мир создания современных продуктов и сервисов и пользовательской аналитики. Нужно иметь за плечами как минимум один курс по анализу данных, в идеале -- знать Python, R, или любой другой язык программирования, или быть готовым быстро учиться.
Но главный критерий ― интерес и готовность к напряженной работе. Пары проходят преимущественно вечером и мы активно используем онлайн-сервисы для поддержки самостоятельной работы, но совмещение учебы с работой, да и просто успешная учеба требует способности управлять своим временем, успешно работать над заданиями и проектами.