• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Ханское правосудие

Почекаев Р. Ю.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Статья
О статусе судей в Монгольской империи и ее улусах в XIII–XIV вв.: опыт междисциплинарного исследования

Абзалов Л. Ф., Гатин М., Мустакимов И. и др.

Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 90. С. 84-95.

Глава в книге
Формализм против традиционализма, или как Великая Яса Чингисхана стала кодексом

Почекаев Р. Ю.

В кн.: Нормативность в праве: понятие, интерпретации, взаимосвязь с другими правовыми свойствами. Коллективная монография к юбилею профессора М.В. Антонова. СПб.: Скифия-принт, 2024. Гл. 18. С. 374-392.

Препринт
New Bukhara: An “Island” Of Russia In Central Asia

Почекаев Р. Ю.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2018. № WP BRP 86/LAW/2018.

История государства и права зарубежных стран

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс формирует у студентов базовые знания о формировании и эволюции государственных и правовых институтов в истории различных государств мира, общих тенденциях и специфике в их развитии, многообразии форм государственности и права, видов источников права. В ходе преподавания курса будут изучены основные типы и формы государственности стран Запада и Востока, особенности развития основных отраслей права. Студент в результате изучения дисциплины приобретет навыки работы с правовыми текстами (юридическими памятниками), сравнительно-правового исследования, основ анализа и классификации юридических фактов. Полученные знания в дальнейшем могут быть использованы при освоении истории государств и права России, римского частного права, а также основных отраслевых юридических дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение базовых знаний по истории отраслевых юридических дисциплин;
  • изучение эволюции правовых институтов и явлений, общего и особенного в их развитии;
  • получение базовых знаний о многообразии правовых систем, источников права;
  • приобретение первичных навыков работы с источниками права, сравнительно-правового анализа источников и проведения исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные черты восточной деспотии и особенности древневосточного типа права, его источниках (особенно – Законы Хаммурапи и Законы Ману). Имеет представление о периодизации государственности Древнего Египта, Месопотамии, Индии Китая, системе органов власти и управления. Выделяет особенности правового статуса различных социальных групп (особое внимание уделяя кастам и варнам в Индии)
  • Знает основные принципы регулирования имущественных и в особенности земельных правоотношений на Древнем Востоке, основания возникновения права собственности и других имущественных прав. Имеет представление о семейных правоотношениях – личных и имущественных отношениях супругов, особенностях статуса женщин, отношениях родителей и детей
  • Знает специфику наследственного права. Знает основные виды преступлений, может привести примеры конкретных составов; знает основные виды и формы наказаний. Имеет представление о системе суда и судебном процессе, его видах
  • Имеет представления о специфике социально-правового устройства Японии, основных категориях населения, особенностях статуса самурайского сословия. Знает основные источники японского права периода древности и средневековья Умеет анализировать правовые памятники и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
  • Знает основные этапы развития государственности Древней Греции (Афины и Спарта) и Древнего Рима, эволюцию их форм правления, черты афинской демократии классического периода. Имеет представления об основных реформах государственного устройства в Античном мире, системе магистратов. Знает особенности организации суда в античном мире, специфику деятельности магистратов как судей (в особенности – суд претора) и суда с участием судебных заседателей (гелиэя), ориентируется в основных типах процесса
  • Имеет представление об основных сословиях и социальных группах в Афинах, Спарте, Риме (в республиканский и имперский период). Знает особенности регулирования имущественных отношений в античном мире, принципы обязательственного права, прослеживает эволюцию обеспечения долговых обязательств. Имеет представление об особенностях брака, личных и имущественных отношениях супругов, родителей и детей.
  • Понимает специфику правовых отношений внутри римской семьи (paterfamilias, брак с властью супруга и без таковой), различает родственные отношения агнатов и когнатов. Имеет представление об особенностях наследственного права в античном мире. Знает систему источников права Древней Греции и Древнего Рима (в особенности – Законы XII таблиц), имеет представление об их роли и значении в последующей истории права зарубежных стран.
  • Понимает особенности политического и правового развития Восточной Римской (Византийской) империи, ее сходства и различия с собственно Римской империей. Имеет общие представления о государственном и правовом развитии стран Центральной Европы, о различных уровнях органов власти и управления. Ориентируется в основных типах источников византийского права, знает основные этапы его эволюции и его значение для правового развития других стран
  • Имеет представления о правовом статусе различных групп населения. Знает основные принципы имущественных правоотношений, регулирования земельных отношений. Знает основные источники средневекового права средневековой Болгарии, Сербии, Польши, Литвы, источники правовых заимствований в праве этих государств. Выделяет особенности организации суда и процесса в Византии и странах Центральной Европы
  • Имеет представление об особенностях государственного развития стран Западной Европы, выделяет их сходства и различия, знает периодизацию развития их государственности, причины столь длительного периода Средневековья в истории Западной Европы. Понимает причины особенности английской государственности и системы права, длительной раздробленности в Германии и Италии.
  • Определяет место католической церкви в системе западноевропейской средневековой государственности, знает причины и значение Реформации в государственном развитии стран Западной Европы. Умеет характеризовать особенности различных групп населения, выделяя свободных и несвободных, привилегированных и непривилегированных. Имеет представление о системе источников права средневековых Франции (начиная с эпохи салических франков), Англии, Германии, Италии.
  • Знает степень влияния на него римского права, его соотношение с обычным и королевским правом, особое место церковного (канонического) права. Знает базовые принципы имущественных отношений, основания возникновения права собственности, обязательств, зависимость правоспособности в имущественной сфере от социально-правового статуса их участников.
  • Знает основы семейного и наследственного права, определяет степень соотношения светского и религиозного права в регулировании семейно-правовых и наследственных отношений. Знает систему преступлений и наказаний в средневековой Западной Европе, выделяет общие и специфические черты в уголовном праве Англии и Франции, Германии и Италии. Имеет представление о специфике суда и процессе в средневековых государствах Западной Европы, в особенности – о своеобразии судебной системы Англии
  • Знает основные периоды развития мусульманской государственности, ее принципиальные отличия от других типов. Умеет соотносить значение духовных и светских правителей в мусульманских странах. Имеет представление об организации системы власти и управления в мусульманском мире. Имеет базовые представления о системе мусульманского права, его основных источниках, их соотношении в рамках различных правовых школ (мазхабов).
  • Выделяет специфические черты регулирования гражданских и уголовных правоотношений в мусульманских странах, условность многих традиционных правовых категорий в исламе. Имеет общие представления о специфике политического развития тюрко-монгольских государств, кочевой государственности и «степных империй». Понимает особенности правового регулирования отношений в кочевых обществах Евразии.
  • Знает закономерности государственного и правового развития тюрко-монгольских государств под влиянием принятой религии (ислам, буддизм) и соседних государств (мир ислама, Китай). Выделяет особые черты статуса различных групп населения в кочевых обществах. Понимает специфику регулирования в них имущественных и семейно-правовых отношений.
  • Знает основные этапы развития японской государственности, причины самобытности ее государственного развития и основные направления иностранного влияния в сфере власти, управления и правового регулирования.
  • Знает основные этапы развития английской государственности в эпоху Нового времени, роль и значение английского парламентаризма в истории европейской государственности. Имеет представление об основах организации системы власти и управления в Британии на разных уровнях – от имперского до муниципального, знает основные этапы развития британского избирательного права, изменений статуса и соотношения значения палат парламента
  • Знает основные источники британской «конституции» и понимает условность применения этого термина. Имеет общее представление об особенностях развития и применения источников английского права, специфике регулирования публично-правовых и частноправовых отношений. Имеет представление о британской колониальной системе, типах колоний и зависимых территорий, эволюции их статуса от империи к содружеству
  • Знает основные этапы развития государственности США, источники их государственного права. Понимает причины и последствия двух гражданских войн. Имеет представление о феномене американской конституции, системе поправок. Знает особенности системы сдержек и противовесов в организации системы власти в США, имеет представление о партийной борьбе в процессе формирования органов власти
  • Имеет представление о судебной системе США, роли Верховного суда, федеральных и региональных судебных структур. Знает основные источники американского права, может проследить влияние на формирование их системы как английской, так и европейской континентальной правовой традиции. Имеет представление об особенностях развития США в период «Нового курса», его причинах, источниках, роли и значении для различных государств в разные периоды времени.
  • Понимает соотношение роли публичного и частного права в регулировании экономических отношений в США.
  • Знает основные этапы эволюции французской государственности в период Нового времени. Понимает причины Французской революции, ее роль и значение во всеобщей истории государства. Имеет представление о развитии французской государственности на основе революционных конституций. Знает основные направления государственной и правовой деятельности Наполеона Бонапарта, ее последствия для последующей истории государства и права Франции и других европейских государств
  • Имеет представления об эволюции правового статуса различных категорий французского населения, изменении их прав в публично-правовой и частноправовой сфере. Знает основные французские кодификации XIX в., прослеживает степень их востребованности в дальнейшем. Имеет представление о системе регулирования имущественных правоотношений, семейных и наследственных, знает особенности институциональной системы построения кодификаций
  • Понимает специфику французской системы преступлений и наказаний. Знает основные органы суда и процесса во Франции. Имеет представление о системе организации власти Французской колониальной империи, типах колоний и зависимых территорий.
  • Понимает специфику образования национального немецкого государства, причины длительности этого процесса, ведущей роли Пруссии в его реализации. Имеет представления о правовом (конституционном) закреплении объединения Германии в 1840–1870-е гг., эволюции германского конституционализма – от империи к Веймарской республике и далее – вплоть до ФРГ. Имеет представления о причинах падения империи, особенностях организации Веймарской республики, причинах и последствиях прихода в власти нацистов.
  • Знает основные источники немецкого права в период империи (в особенности – Германское гражданское уложение), радикальные изменение в правовой системе в период нацизма, степень влияния на правовое развитие послевоенной Германии других государств. Имеет представление о специфике «социального государства» в ФРГ, основных принципах выстраивания отношений власти с бизнесом, обществом и конкретными гражданами.
  • Знает основные принципы регулирования имущественных, трудовых, семейных, наследственных правоотношений в Германии. Имеет представление об особенностях германского федерализма, степени автономности земель в различные периоды. Знает систему и принципы организации и деятельности судебной системы ФРГ.
  • Знает причины длительности процесса объединения Италии, основные его этапы, роль в нем соседних государств. Имеет представление о конституционном развитии Италии, основных принципах организации власти и управления на уровне государства и отдельных провинций. Имеет представление о правовом развитии объединенной Италии, кодификационной деятельности, степени заимствований из иностранного правового опыта и сохранения итальянской специфики.
  • Знает причины прихода к власти фашистов и основные направления их государственной и правовой деятельности. Имеет общее представление о государственном и правовом развитии послевоенной Италии, основных направлениях ее правового развития, существенных изменениях в регулировании земельно-правовой и семейно-правовой сфер.
  • Имеет общие представления по истории образования независимых государств Сербии, Болгарии, роли в этом процессе соседних государств, статусе Османской империи по отношению к ним вплоть до начала XX в. Может дать общую характеристику государственного и правового развития стран Центральной Европы в составе социалистического лагеря и проследить процесс их отказа от социалистической государственности и права.
  • Имеет представление об особенностях социалистического права как особой ветви континентальной правовой семьи, выделяет особенности правового регулирования экономических отношений в период социализма и элементы, сохранившиеся от капиталистического периода развития этих государств. Знает особенности организации органов власти, управления и суда стран Центральной Европы в социалистический период.
  • Имеет представление об общих тенденциях и особенностях государственного развития стран Азии и Африки в пост-колониальный период. Выявляет самобытные черты и заимствования из западного опыта в сфере организации власти и правового регулирования. Имеет общие представления об организации государственной власти в Турции, Египте, странах Тропической Африки, Иране, Индонезии, КНР.
  • Имеет представления об особенностях права и правопонимания в странах традиционного Востока, своеобразие отношения к деятельности государственных судебных органов. Знает основные этапы развития японской государственности, причины самобытности ее государственного развития и основные направления иностранного влияния в сфере власти, управления и правового регулирования.
  • Имеет представление о причинах и последствиях революции Мэйдзи, ее значении для последующего государственного и правового развития Японии. Знает основные принципы организации власти, управления и судоустройства современной Японии, правового регулирования имущественных, семейных и наследственных отношений. Умеет анализировать и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в историю государства и права зарубежных стран
  • Тема 1. Государство и право Древнего мира
  • Тема 2. Государство и право Средних веков
  • Тема 3.1 Государство и право Нового времени
  • Тема 3.2 Государство и право Нового времени
  • Тема 3.3 Государство и право Нового времени
  • Тема 3.4 Государство и право Нового времени
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям (заданий, выполняемых в письменной форме в соответствии с практикумом, см. п. 2 раздела 5.1) в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных (в т.ч. по уважительной причине) семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки через других студентов семинарской группы не предусматривается.
  • неблокирующий Тест
    Тест выполняется в первом модуле. Целью теста является проверка знаний студента по темам, пройденным ко времени проведения теста, знания специальной терминологии. Тест включает 10 вопросов с 4 вариантами ответа в каждом, из которых правильным является только 1. На прохождение теста дается 10 минут. При прохождении теста запрещается пользоваться любыми носителями информации. В случае если студент не дал ни одного правильного ответа, но при этом отсутствуют основания для выставления 0 баллов, предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ, ему выставляется оценка 1 балл.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется во втором модуле. Темы для контрольной работы заранее сообщаются студентам преподавателями семинарских занятий. Контрольная работа состоит из пяти заданий, общая тематика которых определяется на основании пройденных тем и изученных правовых памятников и заранее сообщается студентам. Задания могут представлять собой: 1) сравнение источников права различных государств; 2) извлечение информации правового характера из неюридического исторического памятника; 3) толкование конкретных правовых норм с учетом особенностей историко-правового развития соответствующего государства в определенный период; 4) классификацию предложенного фрагмента памятника (тип правового документа, сфера регулирования, эпоха и государство); 5) определение отдельных ключевых терминов и понятий; 6) решение казусов. При написании контрольной работы студентам разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Ответы должны быть представлены (в зависимости от задания) в форме таблицы, схемы, мини-эссе, завершения предложения, включенного в задание и т.п. Контрольная работа выполняется в течение 60 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится во втором модуле. Целью экзамена является проверка, насколько студент усвоил материал учебной дисциплины в целом и умеет ориентироваться в правовой терминологии и особенностях государственного и правового развития отдельных стран в различные эпохи. Экзамен состоит из пяти заданий, представляющих собой решение казусов или анализ (комментирование) фрагментов памятников права на основе пройденных тем, указанных в содержании дисциплины (см. ниже Таблицу № 5). Выполненный экзамен должен быть представлен в форме ответов на все вопросы каждого задания. Экзамен выполняется в письменной форме в течение 90 минут. На экзамене запрещается пользоваться любыми носителями информации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    Орез = 0,2*Осем + 0,1*Отест +0,2* Окр + 0,7 *Оэкз, где: Орез – результирующая оценка (максимальная оценка – 10 баллов); Осем – оценка за работу на семинарах (максимальная оценка – 5 баллов); Отест – оценка за тест (максимальная оценка – 10 баллов); Окр – оценка за контрольную работу (максимальная оценка – 5 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимальная оценка – 10 баллов). Результирующая оценка по дисциплине складывается из 4 элементов: оценки за работу на семинарских занятиях, результата теста, результата контрольной работы и результата письменного экзамена. Блокирующей оценки не предусмотрено. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мухаев, Р. Т.  История государства и права зарубежных стран : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 1006 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2737-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/483423 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Рубаник, В. Е., История государства и права зарубежных стран : учебник / В. Е. Рубаник. — Москва : КноРус, 2021. — 486 с. — ISBN 978-5-406-03507-8. — URL: https://book.ru/book/936591 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Частное право Германии: Саксонское зерцало и германское гражданское уложение, Соломонова, С.А., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кашанина Т.В. - Происхождение государства и права. 4-е издание. Учебное пособие - 978-5-392-15367-1 - Проспект - 2015 - http://ebs.prospekt.org/book/27640 - 27640 - PROSPECT
  • Марченко М.Н. - Источники права. Учебное пособие - 978-5-392-18001-1 - Проспект - 2015 - http://ebs.prospekt.org/book/23184 - 23184 - PROSPECT
  • Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т.Т.1: Древний мир и Средние века / Н. А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 816 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1041585

Авторы

  • Власова Ольга Леонидовна
  • Фетискина Ксения Дмитриевна
  • Почекаев Роман Юлианович
  • Тутаев Илья Васильевич
  • Рыбникова Ирина Андреевна
  • Волкова Юлия Михайловна
  • Боголюбов Егор Андреевич
  • Закревский Александр Васильевич