• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Ханское правосудие

Почекаев Р. Ю.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Статья
Пьер Шлаг. Классическая наука и постмодернизм: введение в дискурс

Самохина Е. Г., Хмелевский А. М.

Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2024. № 3. С. 23-35.

Глава в книге
Нормативность права и основание действительности права с точки зрения коммуникативной теории права

Осветимская И. И., Самохина Е. Г.

В кн.: Нормативность в праве: понятие, интерпретации, взаимосвязь с другими правовыми свойствами. Коллективная монография к юбилею профессора М.В. Антонова. СПб.: Скифия-принт, 2024. Гл. 7. С. 144-160.

Препринт
New Bukhara: An “Island” Of Russia In Central Asia

Почекаев Р. Ю.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2018. № WP BRP 86/LAW/2018.

Методология и методы исследований в праве

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины студенты получают знания о различных методах проведения научных исследований в области юриспруденции и развивают навыки подготовки, осуществления и презентации результатов такого исследования, проводятся взаимосвязи между применением методов научных исследований и различиями в формах создания, толкования и применения нормативно-правового материала. Уточняется выбор научной методологии для проведения различных видов юридических исследований. В результате освоения дисциплины студент должен знать социологические приемы исследования правовых явлений; способы аналитического (лингвистического) изучения права; принципы нормативного анализа; применение политического анализа в праве; приемы и способы ценностного (аксиологического) дискурса в праве; условия и границы применения этих приемов и методов. Уметь подбирать адекватные научные методы и приемы для решения конкретных практических и теоретических вопросов в юриспруденции; понимать мировоззренческие, идеологические и иные предпосылки, которые могут стоять за тем или иным подходом в юриспруденции; определять логико-теоретическую, культурологическую и политическую основу изучаемых проблем и тех гипотез, которые предлагаются для решения таких проблем; владеть культурой научного мышления, базирующейся на понимании тенденций современной науки права; оформлять письменные результаты проведенного исследования согласно правилам, принятым в российском и международном научном сообществе. Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов магистратуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с этапами развития знания о праве в контексте истории развития научного знания в целом;
  • осмысление зависимости развития научного знания от доминирующей картины мира, иерархии наук и господствующих методологических систем;
  • изучение различных методологических систем и методов научного познания и особенностей познания правовых явлений, влияния методов познания права на результаты исследования;
  • формирование у студента систематизированных представлений о многообразии правовых явлений и подходов к пониманию права;
  • изучение современных методологических подходов к исследованию права.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент владеет культурой научного мышления, базирующейся на знании правовой картины мира
  • студент знает основные периоды развития науки о праве, основные черты, характеризующие научное знание и его отличие от ненаучного, основные типы научной рациональности, особенности подходов к методам научного познания права в разные исторические периоды развития науки, влияние используемых методов на результаты правовых исследований
  • студент знает особенности использования методов естественных и социально-гуманитарных наук в правовых исследования
  • студент знает особенности применения собственно юридических методов в правовых исследованиях
  • студент понимает особенности аксиологических методов и способы их применения в правоведении
  • студент понимает особенности формирования различных правовых семей и их сравнительные отличия
  • студент понимает принципы и основные алгоритмы научного познания, их особенности в юриспруденции
  • студент понимает содержание сравнительно-правового метода и способы его применения в правоведении
  • студент умеет анализировать влияние подходов к осмыслению права на развитие правовых институтов и решение отдельных правовых проблем в разных странах
  • студент умеет объяснять особенности создания и толкования правовых актов в разные периоды развития знания о праве
  • студент умеет оперировать сравнительно-правовой методологией в целях выявления сущности и классификации той или иной национальной системы права с отнесением ее к соответствующей семье (системе)
  • студент умеет прослеживать взаимосвязи развития научного знания о праве с развитием правовых институтов в отдельных странах мира
  • студент умеет работать с научными трудами различных эпох, давать толкование научным текстам, ориентироваться в правовых текстах стран с разными правовыми культурами
  • Студент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме.
  • Студент понимает особенности формирования либеральной и консервативной идеологий в XIX веке.
  • студент знает основные черты науки о праве как культурно- исторического феномена, специфического типа познавательной деятельности и особого социального института
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Связь развития научного знания и развития представлений о методе. Допарадигмальный период развития науки
  • Тема 2. Динамика развития знаний о праве. Парадигмальный период развития науки
  • Тема 3. Реалистическая методология
  • Тема 4. Методология толкования права и правоприменения
  • Тема 5. Нормативистская методология
  • Тема 6. Методология восполнения права
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    В рамках экзамена студент должен письменно ответить на два вопроса по темам содержания курса. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного материала, согласно темам курса. Содержание вопросов экзамена определяется преподавателем и студентам заранее не сообщается. Если за каждое задание выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за экзамен в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл.
  • неблокирующий Проект (проектная работа)
    Проект (проектная работа) является формой самостоятельного изучения научной литературы и навыков научно-исследовательской работы студентом. Целью проекта является проверка овладения студентом пройденным материалом и качества самостоятельной работы. Проект предполагает проведение анализа одного из подходов к объяснению права, выявление и исследование методологии, на основе которой он был построен. Тематика выполняемого проекта (выбранные для сравнения институты) утверждаются преподавателем по предложению студента. Выполнение проекта заключается в написании отчета по результатам сравнения и презентации этого отчета. Проект должен содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. По объему содержание отчета не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). В отчете должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу на русском и на иностранном языке. Отчет должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Презентация отчета предполагает подготовку слайдов в программе Power Point или другой соответствующей программе и выступление с презентацией перед студентами и преподавателем. Презентация проводится во время семинарских заданий. При необходимости преподаватель назначает дополнительное время для презентаций, на которые не хватило времени семинарских занятий. Количество слайдов в презентации – не более 15. На выступление с презентацией отводится не более 15 минут, к которым добавляется время на обсуждение презентации в формате вопросов и ответов. Время, отведенное на вопросы и ответы, определяется преподавателем применительно к каждой презентации с учетом интереса аудитории к презентации и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Оценка за проект выставляется преподавателем по результатам оценки как письменного отчета, так и его устной презентации. За каждый из компонентов задания по проекту – письменный отчет и устная презентация – выставляется оценка по 5-бальной системе. Окончательная оценка за проект образуется путем суммирования оценок за письменный отчет по проекту и его устную презентацию и выставляется по 10-бальной шкале. Темы для проекта студенты выбирают самостоятельно по согласованию с преподавателем. Между собой студенты распределяют темы так, чтобы избежать дублирования. Выбор темы студенты начинают со дня проведения первого занятия (лекционного или семинарского). Очередность выступлений определяется студентами самостоятельно. Письменные отчеты направляются студентами в течение 7 дней после презентации на электронную почту преподавателя как вложенный файл в формате Word. Рекомендации по подготовке проекта см. в примерах заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Окончательная оценка выставляется по следующей формуле: 1) О дисциплина = k1 х О проект + k2 х О экзамен, где: О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,4, k 2 = 0,3, О проект – баллы, полученные за проект - (максимум – 10 баллов), О экзамен – баллы, полученные за экзамен (максимум - 20 баллов)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и методология юридической науки : учебник, Честнов, И.Л., 2023
  • Теория и методология юридической науки - Марченко М.Н., Абросимова Е.А., Полянский П.Л. и др. - Юридическое издательство Норма - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1914629 - 73112 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История и методология юридической науки : учебник и практикум для вузов, Селютина, Е.Н., 2022
  • Михайлов, А. М.  Философия права: классический юснатурализм и историческая школа юристов : учебное пособие для вузов / А. М. Михайлов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 595 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08935-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516937 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Васильева Наталия Сергеевна
  • Антонов Михаил Валерьевич
  • Самохина Екатерина Геннадьевна
  • Волкова Юлия Михайловна
  • Фетискина Ксения Дмитриевна