• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Ханское правосудие

Почекаев Р. Ю.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Статья
Пьер Шлаг. Классическая наука и постмодернизм: введение в дискурс

Самохина Е. Г., Хмелевский А. М.

Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2024. № 3. С. 23-35.

Глава в книге
Нормативность права и основание действительности права с точки зрения коммуникативной теории права

Осветимская И. И., Самохина Е. Г.

В кн.: Нормативность в праве: понятие, интерпретации, взаимосвязь с другими правовыми свойствами. Коллективная монография к юбилею профессора М.В. Антонова. СПб.: Скифия-принт, 2024. Гл. 7. С. 144-160.

Препринт
New Bukhara: An “Island” Of Russia In Central Asia

Почекаев Р. Ю.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2018. № WP BRP 86/LAW/2018.

Теория права

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Обществознание», «Теория государства», «Юридическая методология». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Конституционное право; - Административное право; - Гражданское право; - Международное публичное право; - Римское частное право; - Финансовое право; - Уголовное право. В рамках дисциплины студенты получают знания о различных представлениях о природе права и его взаимосвязи с государством и обществом, учатся понимать методологические основы исследования права и отличие права от иных социальных норм. Особое внимание обращается на различные подходы к пониманию права и на исторические, идеологические и иные причины, которые лежат в основе того или иного варианта, а также на то, как подход к пониманию права влияет на методологию его исследования и характеристики правовых явлений. Эти знания и навыки студенты получают через изучение понятия и признаков права и истории его возникновения, места права в обществе среди иных социальных норм. На основе этих представлений студенты далее обращаются к изучению догмы права. В рамках курса изучаются представления о понятии права и правовой нормы, источниках права, толковании и систематизации права, правовых отношениях и правонарушениях. Попутно студенты осваивают основы знаний о правовых системах современности. В результате освоения дисциплины студент должен: 1) знать: - основные тенденции развития правовой системы общества; - основные теории правогенеза; - базовый понятийный аппарат современной юридической науки, основные категории, понятия и классификационные определения права; - социально-политические, экономические и прочие факторы, определяющие развитие права; - основные подходы к толкованию права. 2) уметь: - грамотно использовать базовый понятийный аппарат современной юридической науки; - анализировать конкретную юридическую практику и делать заключение о правовой сущности ситуации на основе анализа; - юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства, осуществлять толкование нормативно-правовых актов; - оценивать характер той или иной ситуации, отнесения ее к сфере правового или внеправового (этического и т.п.) регулирования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента глубокого понимания социальной ценности права; усвоение сущности основных социально-экономических процессов, их взаимосвязи с развитием права;
  • осмысление природы взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования;
  • понимание механизма правового регулирования для развития общественных отношений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме
  • Студент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Право и его место в обществе
  • Тема 2. Нормы права
  • Тема 3. Источники (формы) права
  • Тема 4. Систематизация и кодификация права
  • Тема 5. Толкование правовых норм
  • Тема 6. Реализация и эффективность права. Правоотношение. Применение права
  • Тема 7. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание выполняется во втором модуле. Домашнее задание является формой самостоятельного научного поиска студентом ответа на поставленный преподавателем вопрос с использованием письменных правовых текстов научного характера. Целью домашнего задания является уяснение студентом проблемы научного правового характера, развитие способностей к поиску решения проблемы с привлечением источников, к критическому мышлению, а также развитие способностей реконструировать идеи авторов правовых текстов и аргументированно излагать свою позицию. По объему содержание домашнего задания не должно превышать семь страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, текст должен быть выровнен по ширине, абзацы должны иметь отступ 1,25 см, отступ до и после абзацев – 0 пт. Составление библиографического списка, разделение задания на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение) при написании домашнего задания не требуется. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на соответствующий источник с указанием номера страницы. Сноски постраничные (с использованием гарнитуры TNR, 10 шрифт, одинарный интервал, текст сноски должен быть выровнен по ширине). Домашнее задание должно быть самостоятельным ответом студента на поставленный преподавателем вопрос в ракурсе анализа одного или нескольких правовых научных текстов, выполнение домашнего задания не может быть поручено иным лицам. Вопросы для домашнего задания формулируются преподавателем семинарских занятий и доводятся до сведения студентов заблаговременно посредством размещения в системе LMS или направления на корпоративную почту не менее, чем за неделю до назначенного срока сдачи домашнего задания. Домашнее задание выполняется студентами в свободное от занятий время. Домашнее задание выполняется в письменной форме и направляется преподавателю, ведущему семинарские занятия, на корпоративную почту.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. В рамках экзамена студент должен ответить на три открытых вопроса – ответ на каждый вопрос в форме эссе максимум 15 строк, и дать комментарий правового текста в форме эссе максимум 15 строк. Текст набирается шрифтом Times New Roman 12 кегль, одинарный междустрочный интервал. Общая продолжительность экзамена – 90 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки не предусматривается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    О дисциплина = k1 х (О р + О р/с) + k2 х О экзамен, где: О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,4, k 2 = 0,6, О р – баллы, полученные за домашнее задание (максимум - 5 баллов), О р/с – баллы, полученные за работу на семинарах - (максимум – 5 баллов), О экзамен - оценка, полученная за экзамен (максимум - 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антонов, М. В.  Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 497 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05901-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438793 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Коркунов, Н. М.  Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 352 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07620-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471394 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - Москва : Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 560 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/990331
  • Под ред. Марченко М.Н. - Общая теория права: история и современное состояние (к 110-летию А. И. Денисова). Монография - Проспект - 2018 - ISBN: 978-5-392-24097-5 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/40317

Авторы

  • Фетискина Ксения Дмитриевна
  • Власова Ольга Леонидовна
  • Самохина Екатерина Геннадьевна
  • Балацюк Елизавета Сергеевна