• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология и методы исследований в праве

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Осветимская Ия Ильинична

Осветимская Ия Ильинична

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов. Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам: "Теория государства и права", "Конституционное право", "Административное право", "Гражданское право", "Уголовное право", "Международное право". В результате освоения дисциплины студент должен знать социологические приемы исследования правовых явлений; способы аналитического (лингвистического) изучения права; принципы нормативного анализа; применение политического анализа в праве; приемы и способы ценностного (аксиологического) дискурса в праве; условия и границы применения этих приемов и методов. Уметь подбирать адекватные научные методы и приемы для решения конкретных практических и теоретических вопросов в юриспруденции; понимать мировоззренческие, идеологические и иные предпосылки, которые могут стоять за тем или иным подходом в юриспруденции; определять логико-теоретическую, культурологическую и политическую основу изучаемых проблем и тех гипотез, которые предлагаются для решения таких проблем; владеть культурой научного мышления, базирующейся на понимании тенденций современной науки права; оформлять письменные результаты проведенного исследования согласно правилам, принятым в российском и международном научном сообществе. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: "Конкурсное право", "Проблемы права недвижимости"; "Сравнительное частное право".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса «Методология и методы исследований в праве» является развитие у студента навыков научной работы. Этот курс направлен на исследование различных методологических направлений и способов изучения права, и на закрепление полученных навыков при помощи практических примеров.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент понимает принципы и основные алгоритмы научного познания, их особенности в юриспруденции
  • студент понимает особенности аксиологических методов и способы их применения в правоведении
  • студент понимает особенности формирования либеральной и консервативной идеологий в XIX веке
  • студент понимает содержание сравнительно-правового метода и способы его применения в правоведении
  • студент понимает особенности формирования различных правовых семей и их сравнительные отличия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология исследований в праве: общая характеристика
    Формирование методов для исследования и объяснения юридических явлений в истории правовой мысли. Процесс и факторы приращения научного знания в юриспруденции. Предмет юридического познания: основные подходы. Нормы, высказывания, интерпретации и факты как основные объекты юридического знания. Категория истины (истинности) в праве. Два основных направления объяснения: позитивистский и идеалистический, их сильные и слабые стороны. Соотношение этих направлений с эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Верификация научных теорий в области права. Политическая идеология, мировоззренческие установки, парадигмы научного знания и другие элементы, задействованные в юридическом познании. Применение методологических знаний в практической юриспруденции.
  • Аксиологические методы в праве
    Ценностный дискурс в праве, его предпосылки и условия. Оценочные понятия в юриспруденции и проблемы их определения. Категория справедливости в праве, подходы к ее пониманию. Нормы и ценности в праве: вопросы соотношения. Нормативный выбор при неполноте или неясности норм права – роль имплицитных ценностных суждений. Эксплицитные ценностные суждения, способы их обоснования в юридической аргументации. Принципы права, особенности их действия и подходы к их применению. Правовая культура, ее влияние на толкование и применение норм права.
  • Эмпирические методы в праве
    Способы и предпосылки социологического исследования. Правила социологического опроса, иные количественные методы в социологии права. Корректность постановки проблемы и формулировки вопросов при анкетировании, оценка социологических данных. Критерии сравнения и обобщения. Политологический анализ права. Соотношение власти (силы) и права. Принуждение и интерес в праве: фактический и нормативный аспекты. Реализация политического интереса через право. Экономический анализ права. Разграничение между фактами и нормами; обеспечение автономии права от политических институтов, экономических групп и социальных сообществ. Пределы вывода нормативных суждений из социологических, экономических и политических фактов: закон Юма. Психологические методы в праве. Анализ правовых эмоций и психологических фактов в концепции Л.И. Петражицкого. Принципы анализа судебной практики: постановка вопросов, поисковая база, релевантность критериев поиска, пределы сравнимости и характер выводов.
  • Сравнительно-правовой метод: общая характеристика
    Аксиомы и принципы сравнительного правоведения. Правовая картина мира. Критерии классификации правовых семей (групп, кругов). Правовая культура и правовая идеология. Частное и публичное право: вариативность деления. Источники права. Структура права. Юридическое мышление и юридическая техника. Западное и восточное право. Светское и религиозное право. Категории «правовой стиль», «правовое мышление». Трансплантация зарубежных норм права, условия и пределы. Глобализация, вестернизация, конвергенция, унификация права в мире, правовой плюрализм – роль сравнительного правоведения в изучении этих явлений. Методика сравнительно-правового анализа законодательства. Выбор объекта сравнения и уровни сравнительного анализа (макро- и микроуровни, диахронное и синхронное сравнение). Последовательность сравнения: установление правовой ситуации, анализ терминологии, поиск применимых норм, исследование структуры правового регулирования, учет роли писаного права в сравнении с обычным правом и религиозными источниками, роли доктрины и судебной практики.
  • Компаративный анализ через сопоставление правовых семей
    Историческое развитие романо-германской правовой семьи. Влияние канонического и естественного права на романо-германскую правовую семью. Кодификация в истории романо-германской правовой семьи. Источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина. Структура права: частное и публичное право, отрасли и институты права. Структура романо-германской правовой семьи. Французская и германская правовые группы. Правовые системы скандинавских стран. Место скандинавского права на правовой карте мира. Историческое развитие правовых систем скандинавских стран. Унификация и гармонизация законодательства скандинавских стран. Источники скандинавского права. Становление системы общего права. Формирование права справедливости. Соотношение общего права и права справедливости. Статутное право. Материальное и процессуальное право. Источники и система права в странах англосаксонской правовой семьи. Теории прецедента. Структура прецедента, особенности его обязывающей силы по сравнению с нормами в континентальном праве. Техника сходств и различий в деятельности судов. Понятие смешанных правовых систем. Особенности исторического взаимодействия и сочетания элементов романо-германской правовой семьи и английского общего права в правовых системах различных стран. Религиозное право. Особенности мусульманского права. Государственное и религиозное принуждение. Понятия шариата и фикха. Общие концепции и принципы исламского права. Иудейское право: особенности и основные этапы развития. Основные источники иудейского права и их применение на практике в правовой системе Израиля. Общая характеристика дальневосточного права. Вестернизация и роль правовой культуры. Роль формальных норм в регулировании правового общения, нормы и ритуалы, этика и право, официальное и живое право. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Отличие китайского правового мировоззрения от западного. Социалистическое право Китая и его трансформация в связи с модернизацией
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий учебный проект
    Проект (проектная работа) является формой самостоятельного изучения научной литературы и навыков научно-исследовательской работы студентом. Целью проекта является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления и методами научного анализа, способностью корректно сравнивать институты, нормы, принципы и иные элементы права, раскрывать их методологический и идеологический подтекст. Проект предполагает разбор и аргументацию методов, которые студент планирует применить при подготовке диссертационного исследования. Поиск и обоснование методов, точное название проекта являются частью исследовательского проекта. Тематика выполняемого проекта утверждаются преподавателем по предложению студента. Выполнение проекта заключается в написании отчета с обоснованием выбранных для диссертационного исследования методов и презентации этого отчета. В отчете, в частности, указываются нормативная проблема (коллизия, пробел, разнообразные интерпретации и проч.), элементы сравнительно-правового анализа (выбранные для сравнения институты отечественного и зарубежного права), конкретизация способов анализа судебной (и иной правоприменительной) практики, мировоззренческие и идеологические посылки, из которых исходит исследование, выборочное сравнение методологической базы исследования с методами, использованными в работах других авторов по теме исследования. По объему содержание отчета не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). В отчете должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу на русском и на иностранном языке. Отчет должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Презентация отчета предполагает подготовку слайдов в программе Power Point или другой соответствующей программе и выступление с презентацией перед студентами и преподавателем. Презентация проводится во время семинарских заданий. Количество слайдов в презентации – не более 15. На выступление с презентацией отводится не более 15 минут, к которым добавляется время на обсуждение презентации в формате вопросов и ответов. Время, отведенное на вопросы и ответы, определяется преподавателем применительно к каждой презентации с учетом интереса аудитории к презентации и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Оценка за проект выставляется преподавателем по результатам оценки как письменного отчета, так и его устной презентации. За каждый из компонентов задания по проекту – письменный отчет и устная презентация – выставляется оценка по 5-бальной системе. Окончательная оценка за проект образуется путем суммирования оценок за отчет по проекту и его устную презентацию и выставляется по 10-бальной шкале.
  • неблокирующий экзамен
    В рамках экзамена устно студент должен ответить на два вопроса по темам содержания курса. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного материала, согласно темам курса. Содержание вопросов экзамена определяется преподавателем и студентам заранее не сообщается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    О дисциплина = 0,2 х О проект + О р/с (максимум - 1 балл) + 0,7 х О экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Селютина Е. Н., Холодов В. А. - ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 224с. - ISBN: 978-5-9916-3679-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-metodologiya-yuridicheskoy-nauki-433816
  • Тарасов Н. Н. - ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 218с. - ISBN: 978-5-534-09715-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-metodologiya-yuridicheskoy-nauki-metodologicheskie-problemy-yurisprudencii-428446

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История и методология юридической науки : учебник / И.Л. Честнов. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 283 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5978a3f789a282.51535943. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/989036
  • Канке В. А. - ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. Учебник для магистров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 572с. - ISBN: 978-5-9916-3275-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofiya-i-metodologiya-socialnyh-nauk-426169
  • Розин В. М. - ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ЮРИДИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 206с. - ISBN: 978-5-534-06652-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-metodologiya-yuridicheskoy-nauki-yuridicheskoe-myshlenie-442013