• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История политико-правовых учений

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История политических и правовых учений» позволяет на конкретных примерах интеллектуальных конструкций разных эпох добиться лучшего понимания взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования. Важную роль история политических и правовых учений играет в плане понимания и объяснения споров о праве, о границах государственного регулирования, о перспективах развития обществ и правовых институтов обществ, о слабых и сильных местах правовых и политических идеологий. Тем самым, эта дисциплина представляет собой научную базу для актуальных разработок в сфере теоретического правоведения. Практика критического сопоставления политико-правовых доктрин даст будущему юристу возможность ориентироваться в сложных и спорных правовых ситуациях, даст толчок для развития критического и аргументативного мышления. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные тенденции развития политических и правовых учений в истории человечества; смысл и основные положения пройденных политико-правовых доктрин, теорий, концепций; основные направления влияния наиболее значимых политико-правовых доктрин на формирование юридических и политических институтов своего времени; социально-политические, экономические и прочие факторы, определяющие развитие представления людей о праве и государстве; базовый понятийный аппарат современной юридической науки, основные исторические категории правовой мысли; основные принципы исследования исторической эволюции правовых понятий. Уметь прослеживать взаимосвязь отдельных правовых доктрин с существующими в настоящее время представлениями о праве и государстве; анализировать политико-правовые идеологии, их связь с потребностями времени, логику их движения в общей канве общественного развития; определять логико-теоретическую, культурологическую и политическую основу политико-правовых доктрин; владеть культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании истории мировой правовой мысли. Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса «История политических и правовых учений» является формирование у студента умения прослеживать взаимосвязь представлений о государстве и праве с развитием правовых институтов, экономических и культурных институтов общества, уровнем понимания людьми окружающей действительности.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • студент понимает особенности формирования либеральной и консервативной идеологий в XIX веке
  • студент понимает особенности формирования методологических основ современных представлений о праве
  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Древней Греции
  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Древнем Риме
  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в континентальной Европе эпохи Возрождения и Реформации
  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Средневековье
  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли во Франции эпохи Просвещения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Политические и правовые учения в Древней Греции
    Общая характеристика развития политико-правовой мысли в Древней Греции. Зарождение политико-правовых идей в ранний период: декомпозиция мифов и преданий, формирование политической идеологии, первые попытки объяснить природу социального регулирования, логически последовательно изложить представления о нравственно-правовом порядке во вселенной и в обществе. Период наивысшего расцвета древнегреческой философии (V-IV вв. до н.э.): Демокрит о наилучшем политическом устройстве и роли законов в государстве; софисты о соотношении «природы» и «закона», о праве как орудии интересов сильного. Релятивизм софистов как вызов традициям и идеалам своего времени; реакция древнегреческого общества. Сократ о законах и законности, о справедливости, о соотношении личности и государства. Учение Платона о государстве и праве. Классификация форм государства на правильные и неправильные. Представление об идеальном государственном строе в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Проблемы взаимодействия граждан и полиса в идеальном государстве Платона. Учение Аристотеля о государстве и праве, зарождение науки о политике. Представление о смешанной форме государства и составляющих её элементах. Аристотель о причинах государственных переворотов. Золотая середина как идеал социального устройства, представления об уравнивающей и распределяющей справедливости. Критика в адрес Платона. Связь политики, этики и права. Разновидности права по Аристотелю, деление политического права на естественное и условное. Политико-правовая мысль эпохи эллинизма, представления ранних стоиков о праве и государстве, космополитизм правовой доктрины стоицизма.
  • Политические и правовые учения в Древнем Риме
    Социальная и политическая структура Древнего Рима, особенности развития по сравнению с Древней Грецией. Различие культурных, исторических и экономических условий как причина расхождения политико-правовых представлений римлян и греков. Особое юридическое мировоззрение римлян. Политико-правовые идеи в Древнем Риме. Политическая идеология Эпикура. Учение о свободе, этике и справедливости. Полибий о круговороте государственных форм; идея смешанной формы государства. Учение Цицерона о происхождении и сущности государства, идея государства как правового союза. Учение о праве, связь права и справедливости. Политический идеал Цицерона. Политико-правовые идеи римских стоиков: Эпиктет, Марк Аврелий. Римские юристы. Кодификация права. Соотношение права и закона. Цивильное право и право народов.
  • Политико-правовые учения раннего христианства и Средневековья
    Политические идеи раннего христианства. Превращение христианства в государственную религию и изменение его политико-правовых идей. Св. Августин о соотношении церкви и государства, о цели государства и его формах («О граде Божием»). Главные направления политико-правовой идеологии Средневековья. Доктрина «двух мечей». Восточно-византийское учение о «симфонии властей». Юридическая схоластика, зарождение первых университетов Италии как основа для рецепции римского права и развития правовых идей. Деятельность глоссаторов. Фома Аквинский о государстве. Его учение о праве, о видах законов, о формах государственной власти, о соотношении духовной и светской властей. Политико-правовые идеи средневековых ересей. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского, законы политической власти, идеалы правового развития.
  • Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации в континентальной Европе
    Борьба с теологией и схоластикой в правовой идеологии Западной Европы позднего Средневековья (Реформация). Возрождение как возврат к Античности через преодоление церковной традиции. Политико-правовые принципы Реформации. Политическое учение Н. Макиавелли как основа современной политологии. Идея договорного происхождения государства. Взгляды на соотношение политики и морали. Жан Боден о закономерностях общественного развития и происхождении государства. Теория государственного суверенитета Жана Бодена. Разграничение областей позитивного и естественного права в концепции Бодена. Теория естественного права Гуго Гроция, учение о суверенитете, принципы международного права. Политическое и правовое учение Б. Спинозы: учение о неотчуждённых правах граждан и границах государственной власти.
  • Политико-правовые учения Англии эпохи Просвещения
    Переход к новой экономической модели ведения хозяйства, Просвещение как новая культурная парадигма развития Европы. Социальные, интеллектуальные и нравственные идеалы Просвещения. Теории естественного права и договорного происхождения государства в учении Томаса Гоббса. Взгляды Гоббса на сущность и формы государства и государственный суверенитет. Политический идеал Гоббса. Политическое и правовое учение Джона Локка как классическое выражение либеральной правовой доктрины. Спор Локка с Филмером об основаниях монархической власти. Локк об основных правах и свободах личности и их конституционном закреплении, соотношение естественного и позитивного права. Социальное назначение государства, концепция разделения властей.
  • Политико-правовые учения Франции эпохи Просвещения
    Особенности развития французского общества в XVIII веке, борьба принципов монархизма и парламентаризма. Политико-правовая идеология французских просветителей: гуманизм, рационализм критика католической церкви. Энциклопедизм французских просветителей, влияние в Европе. Идеи и идеалы Французской революции. Политико-правовые взгляды Вольтера: политическая организация общества. Идеал свободного, самостоятельного и независимого гражданина. Программа Вольтера в области права и правосудия. Учение Монтескье о государстве и праве, Учение о факторах, определяющих характер правовых установлений – «дух законов». Понятие политической свободы граждан, учение о целях законодателя. Критика деспотизма и учение о разделении властей. Политико-правовые идеи Руссо. Руссо о происхождении и сущности государства. Идеал возврата к природе. Теория договорной теории происхождения государства. Теория народного суверенитета. Формы государства и формы правительства, критика представительской демократии.
  • Конфликт либеральной и консервативной идеологий в странах Европы в XIX в.
    Консервативная политическая идеология как реакция на крах идеалов Просвещения. Великая Французская революция как поворотный момент развития просвещенческой идеологии. Консервативная политико-правовая идеология: Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк. Критика теории естественного права и принципа народного суверенитета. Идеи правового либерализма: И. Бентам, Д.С. Милль, В. Гумбольдт, Л. Штейн, Б. Констан, А. де Токвиль. Принципы свободы и демократии как высшие политико-правовые ценности эпохи. Становление исторической школы права в Германии. Романтизм как противовес рационализму. Законодательный проект Тибо и реакция Савиньи. Политико-правовые идеи К. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пухты и их последователей. Значение обычного права в их теориях, противопоставление обычного права законодательному.
  • Формирование методологических основ современных представлений о праве
    Юридический позитивизм Дж. Остина. Спор Остина и Блэкстона. Развитие этатистского позитивизма в Германии: К. Бергбом. Учение Р. Иеринга о праве и государстве, «юриспруденция интересов», борьба за право. Чистое учение о праве Г. Кельзена. Программа движения «свободного права»: Г. Канторович и Ф. Жени. Развитие социолого-правовой методологии в трудах О. Эрлиха. Спор Кельзена и Эрлиха о задачах правоведения. Правовая концепция Р. Паунда. Право в книгах и право в действии. Общая программа социологической и реалистической юриспруденции в США. Проблематика возрожденного естественного права: Р. Штаммлер, Г. Радбрух.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • опрос на семинарских занятиях (неблокирующий)
  • проектная работа (неблокирующий)
    Проект (проектная работа) является формой самостоятельного изучения научной литературы и навыков научно-исследовательской работы студентом. Целью проекта является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления и методами сравнительно-правового анализа, способностью корректно сравнивать политико-правовые построения различных мыслителей, раскрывать их методологический и идеологический подтекст. Проект предполагает проведение сравнительного анализа идей двух различных представителей политико-правовой мысли на тот или иной вопрос (проблему).
  • экзамен (неблокирующий)
    В рамках экзамена студент должен ответить на два вопроса по темам содержания курса. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного материала, согласно темам курса. Содержание вопросов экзамена определяется преподавателем и студентам заранее не сообщается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * опрос на семинарских занятиях + 0.2 * проектная работа + 0.7 * экзамен