Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иван Кузнецов о Днях науки факультета права НИУ ВШЭ

27-28 февраля 2025 года в Москве прошла IX Ежегодная научно-практическая конференция для студентов и аспирантов «Дни науки Факультета права НИУ ВШЭ — 2025». В рамках конференции работало множество секций, которые охватывали самые разные темы - от международного публичного права до теории и истории права. Иван Кузнецов, участник секции социологии права и исследователь НУГ, делится впечатлениями от конференции и тем, что осталось за её рамками.

Кузнецов Иван Константинович

Студент 2 курса ОП "Право и государственное управление" НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург

Может показаться слегка странным и нелогичным, что участник НУГ в области теории и истории права выбрал именно секцию по социологии. Наверное, это чисто исследовательский интерес попробовать себя в новой сфере научного знания, тем более, эта секция позиционировалась как междисциплинарная, выходящая за рамки классических научных дихотомий и проблематик. Мне, как человеку близкому к междисциплинарным исследованиям права, это интересно. 

Действительно, доклады на секции были очень разносторонние - от исследования нормативных систем северной Осетии до проблематики неформальной ценностной среды в тюремной системе России как формы правового плюрализма. Мой же доклад касался семиотики права и дискурс-анализа правового текста. Моя тема была не совсем форматная в контексте теории права, тем более дискурс-анализ неразрывно связан с социологией. Все доклады были интересные, хотя секция была достаточно компактной, и выступающих было не так много, но это даже добавляло ощущение гносеологического уединения и не порождало чувства спешки, которое всегда портит впечатление от конференций. 

Что касается московской вышки, огромных усилий мне стоило найти корпус юридического факультета в Москве. Виной тому крайне непривычная, радиальная и хаотическая сетка улиц в центре Москвы, непривычная петербуржцам, привыкшим к прямой уличной сетке. В этом прослеживается отличие истории Москвы и Петербурга - Петербург, как относительно молодой город, развивался директивно и застраивался по плану, Москва же - древний город с историей со времен средних веков, много раз менявшая модель городской застройки и постоянно перестраивавшаяся. 

Двадцатый век очень сильно прошелся по Москве, это чувствуется, когда бродишь то среди мещанских особняков 19-го века, то среди исполинских конструктивистских или сталинских строений, то среди зданий капиталистического романтизма. И все это без системы, пестро, резко и порой неожиданно - это одновременно и красиво, и непривычно. Сразу считываются уникальные исторические перипетии, которые отразились на Москве, и на всей стране в целом. Во время поездки я читал книжку Вальтера Бенъямина "Московский Дневник", в которой он описывал свои неудачные похождения по Москве 20-ых годов. Было интересно сравнивать наши впечатления разницей в один век. В каком-то смысле застройка Москвы -- это лицо России двадцатого века. Двадцать первый век в ней отдельно выделяется стремящимся в ввысь одинаковыми стеклянными высотками. Этот период будут осмыслять уже будущие поколения.

Сам корпус юрфака московской Вышки совсем не похож на корпуса Петербургского кампуса. Кампус в Петербурге более новый, осовремененный, исполненный в характерном "стеклянном" вышкинском стиле Покровки, ну или в "лофтовой" стилистике Канты. Корпус юрфака на Трехсвятительском переулке аккуратный, уютный, в чем-то напоминает хороший лицей, но все таки не такой современный и удобный как Петербургский.

Корпус Юрфака на Трехсвятительском переулке

Москва мне показалась огромной, совсем не похоже как Петербург. Такое мое удивление может показаться странным, но это первая моя поездка в Москву во взрослом возрасте. Последний раз я был в ней в детстве и особо ничего не запомнил. Расстояния в Москве намного больше, чем в Петербурге. Ощущение, что если бы не метро, Москва давно разделилась бы на несколько городков. В Петербурге центр более компактный, к тому же через него проходят основные линии метро, поэтому центр Москвы и общественный транспорт, напротив, ощущается более малолюдным, хотя жителей в Москве в два раза больше. В Петербурге, по моим ощущениям, более плотно сконцентрированы различные магазины и заведения.
 

В пределах километра от Площади Восстания можно найти любой ресторан, кафе, гастроном, магазин винила, книжный любой ценовой категории. В Москве все иначе, поэтому найти недорогую кофейню или булочную в пределах центра проблематично, а расстояния между основными точками интереса внушительные. И даже новый Храм Христа Спасителя больше, чем предыдущий, разрушенный в прошлом веке.  Дома в Москве больше и выше, проспекты шире - в общем, столица. 

Кстати, о точках интереса, помимо самой конференции, меня очень порадовала Новая Третьяковка. До этого я был лишь в старой Третьяковской Галерее в детстве. Для меня, как для любителя русского искусства двадцатого века, Новая Третьяковка -- это Мекка. За стенами огромного советского модернистского здания скрывается богатейшая коллекция - Кончаловский, Кандинский, Шагал, Дейнека, Петров Водкин, Бурлюк, Лентулов, Клюн, Розанова и десятки других. Мозаичные абстракции Филонова, первый (и оригинальный!) Черный Квадрат Малевича 1915 г., а также его постсупремасистский период, советский соцреализм, суровый стиль, неформальное искусство московских концептуалистов - все это произвело на меня большое впечатление и доставило эстетическое удовлетворение. Насколько интенсивным и революционным было искусство начала двадцатого века, невозможно вообразить сегодня. Как искусство из страты репрезентации мира завоевывало себе роль созидания мира, сбрасывая со скалы старое искусство и создавая эстетические инструменты для становления нового - к сожалению, такой интенсивности бытия в художественном мире сегодня нет, и все те революции прошлого - теперь лишь дизайны для шопперов. Однако, порой захватывает дух от мысли о том, на что способен человек с помощью акта творения. Мой совет - оденьте обувь поудобнее, поскольку чтобы внимательно посмотреть всю экспозицию, потребуется не менее двух часов, а в спешке такое искусство воспринимать нельзя. 

Новая Третьяковка

Отдельно порадовал Пушкинский музей с его чудесной коллекцией средневековой живописи и искусством раннего возрождения, репликами греческих и римских статуй. В нем, кстати, снимались некоторые сцены фильма "Застава Ильича". Глядя на это, понимаешь, что в какой-то степени римское право является отражением этого изящества, филигранности и стремления к гармонии, выраженном не в камне или мраморе, а в праве. 

Не художественным искусством Москва едина, поэтому я также посетил Московскую консерваторию. Двухчасовой концерт академической музыки с целым оркестром с этническими инструментами из разных частей света не позволил мне заснуть даже после трехчасового сна в поезде и целого дня прогулок и докладов на конференции. Даже если вы не знакомы с академической музыкой, вы наверняка найдете в ней что-то свое. Академическая музыка -- это скорее калейдоскоп жанров и техник, среди которых есть множество находок.

Из того, что меня не очень впечатлило - это Арбат и Новый Арбат. Мне показалось, что главная пешеходная улица Москвы не особо отличается аутентичностью заведений. В основном это либо безвкусные сувенирные магазины, либо крайне дорогие и пошлые рестораны без изюминки, ориентированные на только что приехавшего в Москву туриста. В Петербурге легче найти заведение на свой вкус - они обычно сконцентрированы в одном месте (как на Некрасова, или на Литейном). Все таки настоящая Москва -- это не Арбат. Возможно, мне просто не повезло, но также я не нашел для себя ничего интересного в легендарном букинистическом магазине на Арбате. Большая часть книг там - это сомнительного содержания бульварные романы 90-ых или советские технические энциклопедии. Единственное, что меня привлекло - подлинные, чудом сохранившиеся выпуски журнала "Америка", который выходил в советское время. В остальном интересной гуманитарной литературы я не нашел. 

Такой была моя поездка в Москву на конференцию «Дни науки Факультета права НИУ ВШЭ — 2025». Если Вам интересна правовая наука и все, что с ней связано, то обязательно стоит посетить конференцию в следующем году.

Даже если у Вас нет доклада, Вы можете участвовать как слушатель, поскольку каждый доклад по-своему интересен и раскрывает оригинальную исследовательскую проблему. Разброс тематик секций крайне широкий, поэтому каждый найдет что-то на свой научный вкус. Встреча ученых под одной крышей ради общего дела - науки и приумножения знаний, всегда оставляет положительные впечатления. Наука и знание есть там, где есть со_общество. На этой конференции оно было. Так что моя поездка точно была приятной.