Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская дом 3, корп.1, лит. А, ком. 2012 (ст. метро «Лесная», «Петроградская»)

Руководство
Заведующий кафедрой Иванов Никита Витальевич

Международный коммерческий арбитраж

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Маго-лего
Когда читается:
2, 3 модуль

Преподаватель

Терещенко Татьяна Алексеевна

Терещенко Татьяна Алексеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом курса «Международный коммерческий арбитраж» является анализ наиболее значимых понятий, принципов и тенденций в области международного коммерческого арбитража в практико-ориентированном ключе. Задачами дисциплины «Международный коммерческий арбитраж» являются:- формирование умения применять теоретические знания, действующее законодательство и практику применения для разрешения практических ситуаций, складывающихся в области международного коммерческого арбитража;- развитие исследовательских и аналитических компетенций магистрантов (поиск и анализ информации, оформление результатов аналитической работы и т.п.) применительно к сопровождению дел в рамках международного коммерческого арбитража; -привитие коммуникативных и организационных навыков, соответствующим профессиональным компетенциями студента магистратуры, для целей сопровождения дела в международном коммерческом арбитраже.В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: - содержание дискуссий об основных понятиях, принципах и институтах международного коммерческого арбитража;- актуальные проблемы теории и практики международного коммерческого арбитража, возможные пути их разрешения;- тенденции и закономерности развития современного регулирования институтов международного коммерческого арбитража и практики их применения; - особенности правоприменения в области международного коммерческого арбитража на современном этапе;2) уметь:- вести научную полемику по основным вопросам теории и практики международного коммерческого арбитража; - самостоятельно анализировать существо правовых норм, использовать все источники международного коммерческого арбитража и надлежащие виды и методы толкования для целей адекватной квалификации отношений в рамках международного коммерческого арбитража; - на практических занятиях для целей эффективного разрешения казусов выделять из числа представленной информации обстоятельства, имеющие юридическое значение для надлежащей правовой оценки фактической ситуации, исчерпывающим образом выявлять круг правовых проблем, затронутых в конкретной задаче, давать соответствующую существу отношений оценку правам и обязанностям субъектов спорных правоотношений, делать правильные выводы об объеме их требований и возражений, формировать необходимые и достаточные для разрешения спора ответы на поставленные вопросы, вести полемику. Подобная практика позволит студенту научиться грамотно и логически связно излагать свое видение конкретного дела с использованием юридической лексики и необходимых аргументов со ссылками на нормы права, примеры из судебной практики и толкование существа норм. 3) иметь навыки:- работы с доктринальными, нормативными и правоприменительными источниками;- всестороннего анализа поставленных вопросов. Эффективное освоение курса предполагает хорошее знание материала по теории государства и права, гражданскому праву, арбитражному процессу, международному частному праву, а также специфики действующего правового регулирования и судебной практики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - изучение доктрины международного коммерческого арбитража в прикладном аспекте;
  • - исследование современных проблем применения институтов международного коммерческого арбитража;
  • -формирование навыков сопровождения спора в международном коммерческом арбитраже.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает цели и задачи МКА, подходы к правовой природе к МКА и к правовому регулированию МКА. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении описания достоинств и недостатков МКА, основных черт МКА, может отграничить от судопроизводства в государственном суде.
  • Знает и понимает цели и задачи составления арбитражного соглашения, отвечающего требованиям действительности и исполнимости. Знает и понимает основы толкования арбитражных соглашений и условия преодоления различных патологий при составлении арбитражных соглашений. Способен применить полученные знания, умения и навыки для целей составления, исполнения и толкования арбитражного соглашения.
  • Знает и понимает цели и задачи назначения арбитра, требования, предъявляемые к независимости и беспристрастности арбитра. Знает и понимает требования, предъявляемые к оценке конфликта интересов, отводу и самоотводу арбитра. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, предполагающей номинирование арбитра
  • Знает и понимает цели и задачи компетенции коммерческого арбитража, подведомственность дел, принцип «компетенции – компетенции» в МКА, особенности понятия арбитрабильности дел. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, предполагающей оценку вопросов компетенции арбитража и арбитрабильность дел.
  • Знает и понимает цели и задачи процедуры арбитражного разбирательства. Способен применить полученные знания, умения и навыки для целей участия в процедуре арбитражного разбирательства в рамках МКА на каждом этапе арбитражного разбирательства; для целей принятия решения о приостановке процедура арбитражного разбирательства и связанных с этим рисков; для целей выбора стратегии поведения, отвечающей целям и задачам МКА.
  • Знает и понимает цели и задачи обеспечительных мер в МКА. Способен применить полученные знания, умения и навыки для целей принятия решения о необходимости запроса обеспечительных мер и оценить связанные с этим риски.
  • Знает и понимает требования, предъявляемые к решениям и иным актам МКА. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении оценки содержания решения и иных актов МКА.
  • Знает и понимает требования, предъявляемые к решениям МКА и условиям их оспаривания. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении оценки условий оспаривания решений МКА.
  • Знает и понимает требования, предъявляемые к признанию и приведению в исполнение решения МКА. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении оценки наличий препятствий для признания и приведения в исполнение решений МКА.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Правовая природа международного коммерческого арбитража
  • Тема 2. Арбитражное соглашение
  • Тема 3. Арбитры
  • Тема 4. Компетенция коммерческого арбитража, подведомственность дел, арбитрабильность
  • Тема 5. Процедура арбитражного разбирательства
  • Тема 6. Обеспечительные меры в арбитраже
  • Тема 7. Решение коммерческого арбитража
  • Тема 8. Оспаривание решений международных коммерческих арбитражей
  • Тема 9. Признание и привидение в исполнение решений коммерческих арбитражей
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на занятиях предполагает участие студента в дискуссиях по темам дисциплины, ответы на вопросы; постановку вопросов группе, презентующей проект, выражение идей, относящихся к теме занятия. Максимальное количество баллов – 1 балл.
  • неблокирующий Промежуточный контроль (тест)
    Целью теста является проверка знаний студента по темам, пройденным ко времени проведения теста. Тест включает 10 вопросов с 3 или 4 вариантами ответа в каждом, из которых правильным является только 1. На прохождение теста дается 15 минут. При прохождении теста запрещается пользоваться любыми носителями информации. В случае если студент не дал ни одного правильного ответа, но при этом отсутствуют основания для выставления 0 баллов, предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ, ему выставляется оценка 1 балл.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме в 3 модуле. Экзамен включает одно задание в виде задачи, казуса, ситуации, совокупности вопросов, предполагающей развернутый ответ на теоретическую и/или практическую проблему (максимальное количество баллов – 10). Ответ на задачу должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения, ссылки на источники. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. Продолжительность экзамена – 60 минут. В процессе написания экзамена разрешается пользоваться учебной и научной литературой, нормативными правовыми актами, конспектами занятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    Орез = Отест * 0,3 + Оэкз * 0,6 + Работа на семинарах (общая оценка за работу на семинарских занятиях, максимум – 1 балл). Орез – результирующая оценка (максимальная оценка – 10 баллов); Осем – оценка за работу на семинарах (максимальная оценка – 1 балл); Отест – оценка за тест (максимальная оценка – 10 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимальная оценка – 10 баллов). 1. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 2. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Международный коммерческий арбитраж, Карабельников, Б.Р., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Международное инвестиционное право и процесс : учебник, Фархутдинов, И. З., 2013
  • Михайлова Е.В. - Процессуальные формы защиты субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов в Российской Федерации (судебные и несудебные). Монография - 978-5-392-14339-9 - Проспект - 2014 - http://ebs.prospekt.org/book/27251 - 27251 - PROSPECT

Авторы

  • Волкова Юлия Михайловна
  • Балацюк Елизавета Сергеевна
  • Терещенко Татьяна Алексеевна