• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Учебные курсы
ФКН

Научно-исследовательский семинар "Актуальные проблемы защиты гражданских прав: процессуальные аспекты"

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к разделу «Практики и научно-исследовательская работа» подготовки студентов по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» магистерской программы «Гражданское и коммерческое право». Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплине «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Гражданское право» (общая часть), «Административное право», «Трудовое право», «Арбитражное процессуальное право». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки. В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: - правовые способы защиты гражданских прав в случае их нарушения или возникновении угрозы нарушения. - основные положения действующего российского законодательства о защите гражданских прав, - основные тенденции правоприменительной практики в сфере гражданского права; - основные доктринальные подходы по дискуссионным вопросам. 2) уметь: - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблемным вопросам, - применять на практике полученные знания посредством формирования аргументированных правовых позиций по спорным вопросам; - давать объективную оценку деятельности судебных и иных правоприменительных органов. 3) иметь навыки: - самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; - участия в дискуссии по проблемным вопросам права интеллектуальной собственности; - консультирования заинтересованных лиц по вопросам гражданского права и представления их интересов при необходимости.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов целостного представления о применении общих положений гражданского права об осуществлении и защите гражданских субъективных прав, о процессуальных особенностях защиты гражданских прав
  • выработка умения оценивать эффективность норм, применять эти нормы при разрешении споров, при составлении и анализе локальных актов организаций, договоров и других юридических документов
  • выработка навыков толкования норм на основе анализа законодательства, судебной практики и доктринальных положений в данной области отношений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает особенности рассмотрения судами дел об оспаривании сделок. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает особенности рассмотрения судами споров, связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает особенности рассмотрения судами споров, связанных со взысканием процентов за пользование чужими денежными средствами. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику виндикационного иска, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Ориентируется в современных проблемах законодательного регулирования отношений по поводу применения виндикационного иска как способа защиты нарушенного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику иска о признании права отсутствующим, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Ориентируется в современных проблемах законодательного регулирования отношений по поводу применения иска о признании права отсутствующими как способа защиты нарушенного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику иска о признании права собственности, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Ориентируется в современных проблемах законодательного регулирования отношений по поводу применения иска о признании права собственности как способа защиты нарушенного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику исков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику негаторного иска, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Ориентируется в современных проблемах законодательного регулирования отношений по поводу применения негаторного иска как способа защиты нарушенного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает практику применения судами положений законодательства об исковой давности. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает проблемные вопросы понятия способа защиты гражданских прав. Ориентируется в способах защиты гражданских прав, способен раскрыть основные положения институтов процессуального права и применить их в конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает процессуальные особенности принятия судами мер для примирения сторон. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает современные проблемы применения судами общих положений законодательства об ответственности за нарушение обязательств. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает современные проблемы рассмотрения судебных споров, вытекающих из договоров. Разбирается в особенностях рассмотрения споров о последствиях расторжения договоров. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает современные проблемы рассмотрения судебных споров, связанных с защитой прав, возникающих из обязательственных правоотношений. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает особенности рассмотрения судами споров, связанных с оспариванием подозрительных сделок должника. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает практику применения судами положений законодательства об исковой давности. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает особенности рассмотрения судами споров, связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает процессуальные особенности принятия судами мер для примирения сторон. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает особенности применения судами общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Способы защиты гражданских прав
  • Тема 2. Рассмотрение судебных споров, связанных с защитой вещных прав: Виндикационный иск
  • Тема 3. Негаторный иск
  • Тема 4. Иск о признании права собственности
  • Тема 5. Иск о признании права (обременения) отсутствующим
  • Тема 6. Рассмотрение судебных споров, связанных с защитой прав, возникающих из обязательственных правоотношений. Применение судами общих положений об обязательствах и их исполнении
  • Тема 7. Разрешение судами споров, вытекающих из договоров. Рассмотрение вопросов о последствиях расторжения договоров
  • Тема 8. Применение судами общих положений законодательства об ответственности за нарушение обязательств
  • Тема 9. Особенности рассмотрения судами споров, связанных со взысканием процентов за пользование чужими денежными средствами
  • Тема 10. Иски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств
  • Тема 11. Рассмотрение судами дел об оспаривании сделок
  • Тема 12. Рассмотрение судами дел об оспаривании подозрительных сделок должника
  • Тема 13. Практика применения судами положений законодательства об исковой давности
  • Тема 14. Рассмотрение судами споров, связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий
  • Тема 15. Процессуальные особенности принятия судами мер для примирения сторон
  • Тема 16. Процессуальные особенности применения судами общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой самостоятельную работу студента по анализу правовой проблемы, изучаемой в рамках научно-исследовательского семинара. Студент должен выполнить его в письменной форме на листах формата А4 в соответствии со следующим планом: 1) сформулирована проблема применения норм об общих положениях гражданского и процессуального права, изучаемых в рамках научно-исследовательского семинара; 2) изложены доктринальные позиции по применению соответствующих норм; 3) проведен анализ аргументов в пользу той иной позиции; 4) показано, как соответствующие споры разрешаются в судебной практике; 5) изложена позиция высшей судебной инстанции (если таковая имеется); 6) сформулирована собственная позиция; 7) предложены изменения в действующее законодательство (если это необходимо) Цель написания реферата состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению предложенной правовой проблемы. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание содержания источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логическому непротиворечивому анализу. Объем реферата должен составлять от до 7 до 10 страниц (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, интервал полуторный).
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей и окончательной оценки по дисциплине.
  • неблокирующий Экзамен
    Целью проведения экзамена является проверка знаний, полученных студентами при изучении тем научно-исследовательского семинара на аудиторных занятиях и во время самостоятельной работы. Проведение экзамена включает в себя письменное выполнение каждым студентом двух заданий: ответ на один теоретический вопрос и решение студентом одной задачи по тематике дисциплины. Конкретная тематика вопросов определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Решение вопросов в обязательном порядке предполагает использование студентом глубоких теоретических знаний по предмету. Время, предоставляемое для выполнения заданий, составляет 60 минут. При подготовке ответов на задания не разрешается пользоваться литературой, учебниками, нормативно-правовыми актами, конспектами, а также иными материалами и вспомогательными средствами. Дополнительным основанием для снижения баллов (1 балл за каждое нарушение) за каждое задание или задачу является: 1. наличие юридической ошибки; 2. наличие в ответе лишней информации, т.е. не имеющей никакого отношения к решению задания или задачи; 3. низкокачественное оформление текста (трудночитаемый почерк при рукописном выполнении задания); 4. использование аббревиатур и (или) сокращений, затрудняющих восприятие текста или имеющих несколько значений; нарушение функционального стиля речи: использование 5. просторечий, «жаргонизмов» и т.п.; 6. грамматические, орфографические или пунктуационные ошибки – за исключением случаев, когда это обусловлено заболеванием (травмой), либо тем, что русский язык не является родным языком студента; Если за каждое экзаменационное задание выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за экзамен в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл. Проверка работ и объявление студентам оценок осуществляется в сроки, определённые локальным нормативными актами НИУ ВШЭ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Одисциплина = k1 х Ореф + k2 х Оэкзамен + Осеминары где: Одисциплина– результирующая оценка (максимум – 10 баллов), k1 = 0,2, k2 = 0,7, Ореф – баллы, полученные за реферат (максимум - 10 баллов), Оэкзамен - баллы, полученные на экзамене (максимум - 10 баллов), Осеминары – баллы, полученные за работу на семинарских занятиях во втором, третьем и четвертом модулях – участие в обсуждении теоретических и практических вопросов, конкретных судебных дел, решении задач и т.д. (максимум – 1 балл). В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Боннер А.Т. - Избранные труды: в 7 т. Т. V. Проблемы теории судебных доказательств - 978-5-392-24606-9 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/35730 - 35730 - PROSPECT
  • Задачи по гражданскому процессуальному праву, Ильин, А.В., 2022
  • Лебедев, М. Ю.  Гражданский процесс : учебник для вузов / М. Ю. Лебедев. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 431 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14368-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488305 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Решетникова, И. В.  Доказывание в гражданском процессе : учебно-практическое пособие для вузов / И. В. Решетникова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 388 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11601-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445701 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Иск и исковая форма защиты в гражданском процессе : монография / О. В. Исаенкова, О. В. Николайченко, Т. В. Соловьева, Н. Н. Ткачева ; под редакцией О. В. Исаенковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 183 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-11606-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445745 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Воронцова [и др.] ; под общей редакцией И. В. Воронцовой, Р. Р. Долотиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 202 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-08895-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426676 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Терехова Л.А. - Новые и вновь открывшиеся обстоятельства в гражданском и административном судопроизводстве. Монография - 978-5-392-24729-5 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/36441 - 36441 - PROSPECT