• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Земельное право

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: понятие, место и роль земельного права в российской правовой системе; особенности и источники земельного права, соотношение земельного и иных отраслей (гражданского, административного, экологического и др.) права, понятие, стороны и содержание правоотношений в сфере земельных отношений, принципы земельного права; основные этапы развития земельного права и его институтов; категории, понятия, институты и основные нормы земельного права. Уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам, применять на практике полученные знания, давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов. Иметь навыки самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; анализа практики разрешения земельных споров, оценки правовых последствий решений, принятых судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а также позиции судов вышестоящих инстанций; составления документов, регулирующих земельные отношения, а также документы, сопровождающие рассмотрение земельных споров. Дисциплина относится к вариативной части блока дисциплин по выбору подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Административное право», «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Международное частное право», научно-исследовательский семинар «Право недвижимости», «Экологическое право», а также при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области земельного права
  • выработка навыков анализа источников земельного права и использования принципов и норм земельного права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при обращении за защитой прав участников земельных отношений в связи с нарушениями земельного и смежного с ним законодательства и (или) земельными спорами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает общепризнанные нормы и принципы международного права в сфере использования и охраны земель. Имеет представление об особенностях земельных отношений в некоторых зарубежных странах (СНГ, стран Западной Европы, США, стран Азии) Ориентируется в тенденциях развития земельного права в России и актуальных проблемах реализации земельных норм.
  • Знает понятие ответственности в области охраны и использования земель и ее виды. Знает виды земельных правонарушений/преступлений. Определяет наличие или отсутствие оснований для возмещения вреда, причиненного нарушением земельного законодательства, в конкретной ситуации и её размер. Знает понятие и порядок привлечения к дисциплинарной, административной, уголовной и земельно-правовой ответственности. Ориентируется в составах земельных правонарушений/преступлений.
  • Знает семь категорий земель. Понимает, в чем состоит различие в правовом режиме земли одной категории от другой категории земли. Знает, что такое целевое назначение, категория земли, вид разрешенного использования. Имеет представление о правовых режимах всех категорий земель. Ориентируется в перспективах развития земельного и гражданского законодательства в части развития института целевого назначения земли.
  • Знает формы земельной собственности. Понимает содержание права собственности на землю. Знает иные виды прав, кроме права собственности, на землю (пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренда). Имеет представление о видах ограниченных прав на землю. Знает понятие сервитут и его разновидность - публичный сервитут.
  • Понимает иерархию источников земельного права, их действие в пространстве, времени и по кругу лиц, а также особенности их соотношения друг с другом. Имеет представление о взаимосвязи норм земельного права с гражданским, экологическим, административным, градостроительным и жилищным правом. Ориентируется в правовых позициях высших судебных инстанций.
  • Понимает принципы управления земельными ресурсами в России. Знает понятие охраны земель, землеустройства, мелиорации, рекультивации, консервации земель. Имеет представление об экологических требованиях к использованию земли. Ориентируется в системе земельного надзора (контроля), порядке его осуществления.
  • Понимает, что такое защита земельных прав. Знает основные способы защиты, сроки и формы. Имеет представление в судебных способах защиты (видах исков для защиты земельных прав). Понимает особенности применения специального иска – иска об установлении границ земельного участка. Ориентируется в особенностях гражданского и арбитражного судопроизводства по защите земельных прав граждан и юридических лиц.
  • Знает основания возникновения и прекращения прав на землю. Имеет представление об оборотоспособности земельных участков. Ориентируется в особенностях регистрации прав на землю. Имеет представление о различных видах сделок с землей. Умеет составлять различные виды договоров. Знает основания и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Знает понятие кадастровой стоимости земельного участка. Имеет представление о порядке оспаривания кадастровой стоимости.
  • Понимает предмет земельного права и знает наиболее значимые черты отличия отрасли земельного права от гражданского, административного, экологического права и иных отраслей права в части регулирования земельных отношений. Владеет понятием «земельный участок» Имеет представление об основных характеристиках земельного участка, кадастровом учете. Знает требования к земельным участкам. Знает особенности субъектов земельных правоотношений. Ориентируется в структуре ЗК РФ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Земельное право России в системе права. Предмет, метод и система земельного права. Нормы земельного права и земельно-правовые отношения
  • Источники земельного права
  • Право собственности и иные права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков
  • Основания возникновения, изменения и прекращения прав на землю. Платность использования земли
  • Управление в сфере использования и охраны земельных ресурсов
  • Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
  • Защита земельных прав граждан и юридических лиц. Особенности рассмотрения земельных споров
  • Правовой режим земель отдельных категорий Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
  • Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах. Общепризнанные нормы и принципы международного права и их роль в совершенствовании земельного законодательства в России. Актуальные проблемы современного права в России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа состоит из пяти заданий: четырех (трех) теоретических вопросов и одной (двух) задач. Задания предоставляются непосредственно перед написанием контрольной работы. Контрольная работа проводится в письменной форме во второй половине модуля, после прохождения общей части дисциплины. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Целью проведения контрольной работы является проверка знаний основных положений и норм земельного права, а также умения студентов применять нормы земельного права для разрешения практических ситуаций, предполагающих в том числе разрешение земельного спора. Содержательно задание контрольной работы может в целом направлено на применение знаний, полученных в результате изучения общей части земельного права. В ходе выполнения работы студентам не разрешается пользоваться никакими источниками. При выполнении работы студент должен продемонстрировать знание норм земельного права, последовательно, логично и грамотно излагать свои суждения, уметь выявить сущность правовой проблемы при решении конкретной юридической задачи, ориентироваться в действующем законодательстве и правоприменительной практике. Требования, предъявляемые при выполнении работы: содержание ответа должно соответствовать выбранному вопросу; в ответе должна содержаться грамотно изложенная и аргументированная позиция автора; работа должна быть аккуратно оформлена и написана разборчивым почерком на бланке. Не допускается использовать для написания ответа поля бланка.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзаменационное задание состоит из 2-х заданий (каждое из заданий оценивается в 5 баллов максимально). Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, по окончании модуля в дату, определённую расписанием сессии. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Первое задание носит теоретико-прикладной характер (например, провести сравнительный анализ, объяснить суть явления, правового института, понятия, процесса, процедуры, оценить правовое явление, разрешить коллизию, обосновав свою точку зрения). Ответ по этой части задания должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Максимальное количество баллов за первое задание составляет 5 баллов. Второе задание – носит практический характер (решить юридический казус). Ссылка на конкретные нормы статей нормативно-правовых актов не обязательна, важно правильно выбрать направление для разрешения юридической проблемы. Максимальное количество баллов за второе задание составляет 5 баллов. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Особое внимание при оценивании на экзамене уделяется полноте знаний студента, способности студента юридически оценивать правовое явление, сформулировать и обосновать юридическую ситуацию, показать пути разрешения, обосновав их правовыми нормами.
  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
    Максимальная оценка 10 баллов может получена студентом по совокупности, например, за решение задач и участие в дискуссии на семинарских занятиях. Перед проведением семинара студенты самостоятельно готовят решение задач, предложенных им преподавателем дисциплины на лекции или на предыдущем семинаре по теме, обозначенной в программе. На семинаре преподаватель опрашивает студентов на предмет готовности к решению задач и предоставляет возможность высказаться тому студенту, который первый изъявил такое желание. При этом другие студенты в порядке очередности вправе дополнить услышанный ответ или не согласиться с ним и предложить собственное решение. Преподаватель, ведущий семинарское занятие оценивает решение задачи и сообщает студентам правильное ее решение. В случае, если в ходе решения задачи возникает научная дискуссия по теме семинара, связанная с описываемой в задаче правовой проблемой, преподаватель предлагает всем желающим студентам высказаться и оценивает активность участия каждого студента в обсуждении проблемы и правильность и оригинальность его суждений. Тема для дискуссии может быть предложена преподавателем и не в связи с решением задачи, но по теме семинара. При участии в работе на семинаре студенты должны продемонстрировать знание законодательства, навыки его применения к конкретной ситуации, описанной в задаче, владение специальной терминологией, умение четко, последовательно и логически непротиворечиво излагать свои мысли. Также студенты могут подготавливать сообщения, доклады по теме семинара и выполнять иные задания. По итогам семинара преподаватель выставляет оценки, характеризующие степень активности работы каждого из студентов, правильность решения задач, участие в дискуссии.
  • неблокирующий Участие в коллоквиуме в виде презентации (творческое задание)
    Участие в коллоквиуме в виде презентации представляет собой сравнительный анализ правового режима различных категорий земель. Работа проводится в заранее распределенных группах и оформляется в виде презентации. Коллоквиум в виде сравнительного анализа правового режима различных категорий земель (ст. 7 ЗК РФ: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса) проводится в форме презентаций во второй половине модуля, на последних семинарских занятиях. О дате проведения коллоквиума студентам сообщается заблаговременно. При подготовке к коллоквиуму группа делится на семь подгрупп (по числу категорий земель). Целью проведения коллоквиума является проведение сравнительного анализа правовых режимов земель различных категорий в виде представляемой группой студентов презентации по заранее предложенной преподавателем схеме (перечню вопросов - критериям) и дополнительных материалов (в виде текстовой информации). По представлению презентации каждой подгруппой предполагается обсуждение с вопросами со стороны других участников подгрупп и преподавателя. Содержательно коллоквиум охватывает особенную часть курса земельного права (правовой режим отдельных категорий земель). В ходе подготовки презентации студентам разрешается использовать любые источники. Ссылки на судебные акты обязательны (с целью иллюстрации реализации земельных норм). Презентация должна представлять собой краткую, исчерпывающую информацию наиболее значительных характеристик правового режима данной категории, статистические данные, особенности режима использования, перевода в другую категорию, проблемы реализации земельных норм гражданами и юридическими лицами с учетом соблюдения требований правового режима, примеры судебной практики. Требования к презентации: 1) Структурированность: количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 15-минутного выступления рекомендуется использовать не более 20 слайдов), наличие титульного слайда и слайда с выводами и источниками; 2) Наглядность: иллюстрации хорошего качества, с четким изображением, текст легко читается (шрифт достаточно крупный), используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.); 3) Дизайн и настройка: оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания, для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления; 4) Содержание презентации: презентация отражает основные этапы исследования (по заданным критериям), содержит полную, понятную информацию по теме работы, присутствует орфографическая и пунктуационная грамотность; 5) Требования к выступлению: выступающий (-ие) свободно владеет (-ют) содержанием, ясно и грамотно излагает (-ют) материал, свободно и корректно отвечает (-ют) на вопросы и замечания аудитории, укладывается (-ются) в рамки регламента (15 минут). Иллюстративно видеопрезентация должна быть понятной, не перенасыщенной излишними «украшениями», носить «деловой характер» с учебными целями. Информация в виде дополнительных материалов подготавливается студентами в письменном виде (в электронном варианте) с возможностью обмена в качестве раздаточного материла на коллоквиуме для последующего обсуждения, а также возможности подачи ее для наглядного восприятия с помощью видеопрезентации в виде табличной формы. Оценивание работы всей группы проводится преподавателем по результатам представленной презентации и дополнительных материалов (в виде текстовой информации) к ней. Внутри группы оценивание проводится коллективно самими студентами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.1 * работа на семинарских занятиях + 0.2 * Участие в коллоквиуме в виде презентации (творческое задание) + 0.1 * Контрольная работа + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Боголюбов С. А. - ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО 8-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 255с. - ISBN: 978-5-534-05031-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zemelnoe-pravo-431090

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алексеев В. А. - ПРАВО НЕДВИЖИМОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕДВИЖИМЫХ ВЕЩЕЙ. Практическое пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 411с. - ISBN: 978-5-534-05419-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravo-nedvizhimosti-rossiyskoy-federacii-ponyatie-i-vidy-nedvizhimyh-veschey-441370