21.10/01.11.1711, вс. П. прибыл в прусский город Кроссен.
П. прибыл в прусский город Кроссен, здесь он встретился с наследником прусского престола Фридрихом-Вильгельмом*. Принца сопровождал Э.Б.Камекен[1]. Туда же приехали датские министры Детлов Выбе и Бертрам Шак с предложением о ведении военных действий[2]**. Скорее всего, здесь были продолжены и переговоры с Я.Г.Флемингом[3]. Возможно, что тогда же П. провел смотр своих войск под командованием Боура, на обеде с кронпринцем пил много венгерского вина (М.Шиппан. Петр. С. 125-126).
Комментарий.
* О свидании просил сам принц Фридрих-Вильгельм, ставший в 1713 г. королем Пруссии[4]. Подробности встречи неизвестны. Согласно данным М.Шиппана, П. пытался вовлечь Пруссию в антишведскую коалицию, но немцы этого не хотели и П. «высказался о нерешительной позиции прусского корооля и его министров в таких резких выражениях, что кронпринц досрочно покинул переговоры (Шиппан. Петр. С. 126).
** В переговорах, в которых участвовал сам П., царь настаивал на высказанной им прежде схеме: «…старатца добыть Стральзунд», а если до зимы это невозможно, десантироваться на Рюгене и захватить остров, иначе в 1712 г. «зело трудная компания будет на будущей год и много тем общай интерес потерян будет»[5]. Вообще, в это время, как никогда прежде, Россия и Дания были настоящими союзниками, глубоко заинтересованными друг в друге. Датчанам были позарез нужны русские деньги и материалы для флота, а более всего «пушечное мясо» - русские полки для борьбы со шведами как в Померании, так и в осуществлении десанта на побережье Сконе. Россия также нуждалась в союзе с Данией, без которого добить шведов было трудно. Кроме того, после взятия Выборга русское наступление приостановилось (в 1711 г. осуществлялись локальные разведывательные походы). Причиной было неравенство военно-морских сил противников. Если защитить СПб русский флот еще мог, то даже в Финском заливе господствовали шведы. Поэтому П. возлагал большие надежды на мощный датский флот, который можно было бы использовать для окончательного завоевания собственно Финляндии, а также для возможного десантирования русской армии на побережье Швеции, в районе Стокгольма. В беседе с Я.Г.Флемингом П. откровенно сказал: «Вспоможение королю Датцкому надобно с обоих сторон по всякой возможности чинить, понеже сей союзник всегда, как Ц.в., так и Королевскому величеству (Августу – Е.А.) надобен, и по окончании сей войны (в Померании – Е.А.) в Финляндии Ц.в. как возможно действовать будет, но ради трудных мест великим войском сухим путем действовать невозможно, а морем безсилно». Наконец, П. было крайне лестно, что датчане сделали русскому царю предложение - командовать датским флотом во время проведения Померанской операции 1712 г., от чего П., конечно, отказаться не мог[6].
[1] ГСВ. 1. С. 179, 376; ПБП. 11-2. С. 533; ПЖПВ. 1711 г. С. 35.
[2] ПЖПВ. 1711 г. С. 35, 95; Бантыш-Каменский. Обзор. 1. С. 245.
[3] ПБП. 11-2. С. 532.
[4] ПБП. 11-2. С. 533.
[5] ПБП. 11-2. С. 212.
[6] ПБП. 12-2. С. 199.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.