• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

19/29.06.1698, вс. П. в Вене.




19.06.1698
19.06.1698
Меншиков Александр Данилович (06.11.1673 – 12.11.1729) граф (с 1702), князь Священной Римской империи (с 1705), светлейший князь Священной Римской империи, князь Российского царства, князь Ижорский, светлость (с. 1707), генерал от кавалерии (с 1705), генерал-фельдмаршал (1709), генералиссимус (с 1727), капитан флота (с 1707), шаутбенахт (с 1716), вице-адмирал (с 1721), адмирал (с 1727), генерал-губернатор Санкт-Петербурга (с 1703), президент Военной коллегии (1719-1724, 1726-1727). , Соловьев С.М., историк, Богословский М.М., историк, Лефорт Франц Яковлевич, генерал-адмирал , Гузевич Д.Ю., историк , Гузевич И.Д., историк , Леопольд I (Leopold I) , император, цесарь , Лефорт Ами (Амадей), старший брат Ф.Я.Лефорта , Софья Алексеевна (София, в монашестве Сусанна, в схизме Софья), царевна, правительница, сестра П. , Гордон Петр Иванович (Патрик-Леопольд Го́рдон оф Охлухрис, Patrick Leopold Gordon of Auchleuchries), генерал , Шварц (Schwarcz) И., историк , Возницын Прокофий (Прокопий Богданович, Пронка) (ум. 04.02.1702), подьячий Приказа Большого дворца (1667), молодой подьячий Посольского приказа (04.11.1667), послан гонцом в Вену и Венецию(1668); с А.Л.Ординым-Нащокиным на Польском посольском съезде (март 1669); с В.С.Волынским в посольстве в Польше (июль 1674); гонец туда же (1675); старый подьячий Посольского приказа (с 1675/76): дьяк (06.05.1681), послан в Турцию с Чириковым (1681); послан в Варшаву «посланником и стольником на резиденцию», вернулся 20.06.1689; велено быть в дьяках Посольского приказа «по-прежнему» (17.08.1689), думный дьяк (11.01.1690), тогда же велено быть в Расправной палате; велено быть в приказе Казанского дворца (23.04.1690); назначен третьим послом в Великое посольство (06.12.1696),выехал из Москвы (09.03.1697); назначен посланником на Карловицкий мирный конгресс (авг. 1698), заключил перемирие с Турцией (25.12.1698), выехал из Вены (16.03.1699); велено ведать Аптекарскую палату (25.09.1698); указ 26.06.1701 «Великий государь пожаловал ево велел в боярских книгах и в списках и во всяких писмах писать ево с –вичем выше думных дьяков. Думный советник», участвовал в боярских совещаниях (1698 – 1700) (Источн: ДР IV, стб 523, 1104; Демидова. Служилая бюрократия. С. 117 – 118; Захаров. Разрядные повестки; Захаров. Боярские списки. Дата обращения 29.04.2021; Белокуров. О Посольском приказе. С. 125-126), Гизен Генрих (Гюйссен, Huissen или Huyssen), барон, автор дневника, Бабкин А., историк , Рудзини Карло (Ruzzini Carlo) , венецианский посол в Вене , Чернини Томас (Черни, Чернин), граф, чешский вице-канцлер , Кинский Франц-Ульрих (Кinsky Franz-Ulrich), граф, канцлер, Дегоев В.В., историк , Дидрихштейн (Дитрихштейн), граф , Валленштейн, австрийский граф


П. в Вене. Встреча с Леопольдом I в летнем дворце «Фаворита». П. приехал в половине 6-го вечера в карете графа Чернини, по винтовой лестнице поднялся на галерею. На встрече были придворные и канцлер граф Ф.У.Кинский, с русской стороны великие послы. П. нетерпеливо зашагал навстречу императору Леопольду I, нарушив строгость этикета, обратился к нему по-русски с приветствием*. Ф.Я.Лефорт переводил. Потом государи отошли к окну, состоялся короткий (на четверть часа) разговор с переводом Ф.Я.Лефорта о войне и мире, учтивые комплименты. Ф.Я.Лефорт в письме сообщал, что П. приветствовал Леопольда I словами: «Брат мой, зная, что вы величайший христианский государь на земле, я прибыл сюда, чтобы приветствовать вас, а также, чтобы укрепить существующий между нами союз, не истолкуйте в дурную сторону то, что я не прибыл ранее: важные дела, которые я имел в Голландии и Англии для снаряжения моей морской армии явились причиной этого опоздания» <…>. Во все время, что находились вместе, они ни разу не присели»**[1].

В Журнале Генриха Гизена эта встреча описана так: граф Томас Чернини, знавший чешский и словенский языки, был назначен приставом «и провожал он государя с господином [Ф.Я.] Лефортом в тайные двери саду “Фавориты”, даже до той залы, в которой цесарь был, так что караул, ниже часовые, Е.в. не видали. При первом сем свидании никого не было, кроме графов Валленштейна и Дидрихштейна, а переводчиком был господин [Ф.Я.] Лефорт для того, что Ц.в. весьма изволил инкогнито быть и в числе от посольской свиты. При сем свидании Ц.в. весьма голову накрывать не изволил, хотя цесарь многажды о том Его просил, того ради цезарь без покрову был: между многими разговорами были у сих монархов речи о мире как бы его с турками учинить и толковал цесарь сие дело так: чтоб всякая держава <…> удержала завоевании свои и владела б тем, что она себе получила. Е.ц.в. тем свиданием зело доволен был…»[2].

Прибытие в Вену А.Д.Меншикова с остальными людьми, казною и «рухлядью»[3]***.

В Преображенском, на Генеральном дворе, заседали бояре[4] (или «в Верху»)[5]. П.И.Гордон сообщал об аресте предводителей мятежа[6].

Письма и бумаги П.: 1. Леопольду I грамота о посылке на Карловицкий конгресс от России П.Б.Возницына; 2. Полномочная грамота П.Б.Возницыну[7].

Разные письма и бумаги: боярский приговор о наказании и ссылке бунтовавших стрельцов[8].

Комментарий.

* В таком нарушении этикета М.М.Богословский усмотрел символику в духе С.М.Соловьева: «… разве в этих свойствах молодого, порывистого Петра не отображается бодрый и энергичный порыв его народа?»[9].

** Ф.Я.Лефорт писал брату Ами Лефорту: «Нам был оказан пышный прием, Е.ц.в. и Е.и.в. увиделись, их беседа продолжалась добрых четверть часа, я был у них переводчиком. Сенаторы и наши послы находились в стороне в продолжении всей беседы. Никогда ранее не присутствовал я при столь дружеских отношениях двух монархов»[10]. Австрийские наблюдатели описали внешность П.: он «был в кафтане темного цвета голландского покроя с поношенным галстуком при вызолоченной шпаге без темляка. Он показался составителям протокола несколько сутуловытым, впрочем, довольно стройным и с приятным выражением лица»[11]. Папский нунций дает устный портрет П.: «… молодой человек 28-30 лет, велик ростом, с лицом темнооливкового цвета, скорее полный, чем худой, с гордой и важной осанкой и быстрым взором». И далее в описании следует повторяющийся во многих иностранных описаниях П. стереотип про дерганье и яд данный ему врагами в детстве: «Левый глаз у него, а также рука и нога той же стороны поражены ядом, который был ему дан еще при жизни брата, но теперь в глазу у него остается только тот недостаток, что взгляд у него – точно взгляд ослепленного и глаз в постоянном движении, также как рука и нога. Чтобы скрыть этот недостаток, он сопровождает это непроизвольное движение постоянными телодвижениями и жестами, что в странах, где побывал, многие приписывали естественной живости, но это, наверное, искусственно». Наверняка, если бы нунций не прочитал о яде и конвульсиях П. в тогдашних газетах, он бы этих движений не заметил, а кроме того, не писал бы высокомерно: «У него ум возбужденный и быстрый, манеры скорее цивилизованного человека, чем дикаря, в чем ему бесконечно помогло сделанное путешествие, и очень заметна разница между тем, каким он был в начале путешествия и теперь (нунций впервые увидел П. только в Вене – Е.А.), хотя природная грубость выступает в нем, в особенности со своими, которых он держит в узде и в большой строгости». Далее нунций приводит почерпнутые из разных источников сведения о склонности П. к расширению познаниий в истории и географии, про его любовь к морскому делу и физической (механической) работе, которая, оказывается, «насколько говорят  люди, его знающие, ему необходима, чтобы отвращать действие помянутого яда, которое в указанной части очень его отягощает». Видно, что в такой же редакции о пресловутом яде прочитал или услышал от «знатоков» и венецианский посол в Вене Карло Рудзини: «Он высок, тонок, с некоторыми по временам движениями в голове и в ногах – как думают, последствие некоторого яда, которым покушались на его жизнь во времена заговора его сестры княжны Софьи»[12].

**** М.М.Боголовский ошибочно считал, что А.Д.Меншиков прибыл 21.06[13].

 


[1] Бабкин. Письма. С. 130-131; Богословский. Петр I . 2. С. 467-470; Шварц. Великое посольство. С. 58-59.

[2] Гизен. Журнал. С. 83-84.

[3] ПДС. 8. Стб. 1333; Ф.Лефорт. Сборник. С. 349.

[4] Востоков. О делах. С. 3.

[5] Захаров. Государев двор. С. 76.

[6] Гордон. Дневник. 1695-1698 гг. С. 153.

[7] ПБП. 1. № 243. С. 256-257; № 244. С. 257-258; Гузевич и Гузевич. Великое посольство. С. 101 – 143; Дегоев. Дипломат петровского призыва. С. 282-574..

[8] ПСЗ. III. № 1634. С. 453-455.

[9] Богословский. Петр I. 2. С. 471.

[10] Бабкин. Письма, с 130; Ф.Лефорт. Сборник. С. 280-281.

[11] Устрялов. История. 3. С. 127; Шварц. Великое посольство. С. 58.

[12] Богословский. Петр I. 2. С. 477.

[13] Богословский. Петр I. 2. С. 478.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.