19/29.06.1698, вс. П. в Вене.
П. в Вене. Privat Entrevue – тайная встреча стреча с Леопольдом I в летнем дворце «Фаворита». П. приехал в половине 6-го вечера в карете графа Чернини, по винтовой лестнице поднялся на галерею. На встрече были придворные и канцлер граф Ф.У.Кинский, с русской стороны великие послы. П. нетерпеливо зашагал навстречу императору Леопольду I, нарушив строгость этикета, обратился к нему по-русски с приветствием*. Ф.Я.Лефорт переводил. Потом государи отошли к окну, состоялся короткий (на четверть часа) разговор с переводом Ф.Я.Лефорта о войне и мире, учтивые комплименты. Ф.Я.Лефорт в письме сообщал, что П. приветствовал Леопольда I словами: «Брат мой, зная, что вы величайший христианский государь на земле, я прибыл сюда, чтобы приветствовать вас, а также, чтобы укрепить существующий между нами союз, не истолкуйте в дурную сторону то, что я не прибыл ранее: важные дела, которые я имел в Голландии и Англии для снаряжения моей морской армии явились причиной этого опоздания» <…>. Во все время, что находились вместе, они ни разу не присели»**[1].
В Журнале Генриха Гизена эта встреча описана так: граф Томас Чернини, знавший чешский и словенский языки, был назначен приставом «и провожал он государя с господином [Ф.Я.] Лефортом в тайные двери саду “Фавориты”, даже до той залы, в которой цесарь был, так что караул, ниже часовые, Е.в. не видали. При первом сем свидании никого не было, кроме графов Валленштейна и Дидрихштейна, а переводчиком был господин [Ф.Я.] Лефорт для того, что Ц.в. весьма изволил инкогнито быть и в числе от посольской свиты. При сем свидании Ц.в. весьма голову накрывать не изволил, хотя цесарь многажды о том Его просил, того ради цезарь без покрову был: между многими разговорами были у сих монархов речи о мире как бы его с турками учинить и толковал цесарь сие дело так: чтоб всякая держава <…> удержала завоевании свои и владела б тем, что она себе получила. Е.ц.в. тем свиданием зело доволен был…»[2].
Прибытие в Вену А.Д.Меншикова с остальными людьми, казною и «рухлядью»[3]***.
В Преображенском, на Генеральном дворе, заседали бояре[4] (или «в Верху»)[5]. П.И.Гордон сообщал об аресте предводителей мятежа[6]. По выходе из дворца П. прыгнул в венецианскую гондолу, стоявшую у берега пруда и стал грести, прошел вокруг пруда несколько раз[7]
Письма и бумаги П.: 1. Леопольду I грамота о посылке на Карловицкий конгресс от России П.Б.Возницына; 2. Полномочная грамота П.Б.Возницыну[8].
Разные письма и бумаги: боярский приговор о наказании и ссылке бунтовавших стрельцов[9].
Комментарий.
* В таком нарушении этикета М.М.Богословский усмотрел символику в духе С.М.Соловьева: «… разве в этих свойствах молодого, порывистого Петра не отображается бодрый и энергичный порыв его народа?»[10].
** Ф.Я.Лефорт писал брату Ами Лефорту: «Нам был оказан пышный прием, Е.ц.в. и Е.и.в. увиделись, их беседа продолжалась добрых четверть часа, я был у них переводчиком. Сенаторы и наши послы находились в стороне в продолжении всей беседы. Никогда ранее не присутствовал я при столь дружеских отношениях двух монархов»[11]. Австрийские наблюдатели описали внешность П.: он «был в кафтане темного цвета голландского покроя с поношенным галстуком при вызолоченной шпаге без темляка. Он показался составителям протокола несколько сутуловытым, впрочем, довольно стройным и с приятным выражением лица»[12]. Папский нунций дает устный портрет П.: «… молодой человек 28-30 лет, велик ростом, с лицом темнооливкового цвета, скорее полный, чем худой, с гордой и важной осанкой и быстрым взором». И далее в описании следует повторяющийся во многих иностранных описаниях П. стереотип про дерганье и яд данный ему врагами в детстве: «Левый глаз у него, а также рука и нога той же стороны поражены ядом, который был ему дан еще при жизни брата, но теперь в глазу у него остается только тот недостаток, что взгляд у него – точно взгляд ослепленного и глаз в постоянном движении, также как рука и нога. Чтобы скрыть этот недостаток, он сопровождает это непроизвольное движение постоянными телодвижениями и жестами, что в странах, где побывал, многие приписывали естественной живости, но это, наверное, искусственно». Наверняка, если бы нунций не прочитал о яде и конвульсиях П. в тогдашних газетах, он бы этих движений не заметил, а кроме того, не писал бы высокомерно: «У него ум возбужденный и быстрый, манеры скорее цивилизованного человека, чем дикаря, в чем ему бесконечно помогло сделанное путешествие, и очень заметна разница между тем, каким он был в начале путешествия и теперь (нунций впервые увидел П. только в Вене – Е.А.), хотя природная грубость выступает в нем, в особенности со своими, которых он держит в узде и в большой строгости». Далее нунций приводит почерпнутые из разных источников сведения о склонности П. к расширению познаниий в истории и географии, про его любовь к морскому делу и физической (механической) работе, которая, оказывается, «насколько говорят люди, его знающие, ему необходима, чтобы отвращать действие помянутого яда, которое в указанной части очень его отягощает». Видно, что в такой же редакции о пресловутом яде прочитал или услышал от «знатоков» и венецианский посол в Вене Карло Рудзини: «Он высок, тонок, с некоторыми по временам движениями в голове и в ногах – как думают, последствие некоторого яда, которым покушались на его жизнь во времена заговора его сестры княжны Софьи»[13].
**** М.М.Боголовский ошибочно считал, что А.Д.Меншиков прибыл 21.06[14].
[1] Бабкин. Письма. С. 130-131; Богословский. Петр I . 2. С. 467-470; Шварц. Великое посольство. С. 58-59.
[2] Гизен. Журнал. С. 83-84.
[3] ПДС. 8. Стб. 1333; Ф.Лефорт. Сборник. С. 349.
[4] Востоков. О делах. С. 3.
[5] Захаров. Государев двор. С. 76.
[6] Гордон. Дневник. 1695-1698 гг. С. 153.
[7] Шварц. Петр I и Великое посольство. С. 79 – 80.
[8] ПБП. 1. № 243. С. 256-257; № 244. С. 257-258; Гузевич и Гузевич. Великое посольство. С. 101 – 143; Дегоев. Дипломат петровского призыва. С. 282-574..
[9] ПСЗ. III. № 1634. С. 453-455.
[10] Богословский. Петр I. 2. С. 471.
[11] Бабкин. Письма, с 130; Ф.Лефорт. Сборник. С. 280-281.
[12] Устрялов. История. 3. С. 127; Шварц. Великое посольство. С. 58.
[13] Богословский. Петр I. 2. С. 477.
[14] Богословский. Петр I. 2. С. 478.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.